Архив:

Невидимые

Чиновники мешают лечить детей с поражениями спинного мозга

Мы уже дважды рассказывали про 12-летнюю Женю Кудрявцеву и ее маму Наталию, которая борется за санаторно-курортное лечение для всех детей с диагнозом "последствия спинномозговой грыжи" ("Бумагооборот", "Институт отказа" — "Ъ" от 12 октября и 9 ноября 2012 года, Валерий Панюшкин). Но лечиться нынче, как и прежде, едет только Женя. Причем не потому, что чиновники вдруг прочли федеральный закон "О государственной социальной защите". И не потому, что прокуратура защитила законные интересы детей-инвалидов. Женя ездит лечиться лишь потому, что у нее настойчивая мама. Другим детям-спинальникам не так повезло.

По данным Главного бюро медико-социальной экспертизы по городу Москве Минтруда и соцзащиты РФ, в столице более 2000 детей-инвалидов, называемых спинальниками. В регионах статистика не ведется. Для Минздрава эти дети просто не существуют.

У спинальников поражен спинной мозг. Родившимся с этой патологией реабилитация нужна каждый год. Но в стандарт санаторно-курортной помощи детям-инвалидам законодатели забыли включить код заболевания, и спинальники реабилитации не получают. По федеральному закону "О государственной социальной помощи" инвалидам с последствиями травм спинного мозга показан санаторий на море, а в стандартах указаний для исполнения закона нет. Поэтому Департамент соцзащиты Москвы не знает, что делать, и выискивает у Жени противопоказания к лечению. Заместитель руководителя Департамента Наталья Комарова отправляет в Женину поликлинику письмо: "Срочно в счет средств городского бюджета госпитализировать ребенка в 18-ю психоневрологическую больницу". Мать даже не знает, как на это реагировать. Дочь уже была планово госпитализирована в Филатовскую больницу, и на руках у Наталии врачебные направления дочери на санаторное лечение... У Жени поражен спинной, а не головной мозг. Зачем ей в психиатрическую клинику?

"Невидимым" детям ставят чиновничьи, непрофессиональные диагнозы. У спинальников, как и у больных ДЦП, нарушена координация движений. Но специалисту эти заболевания не перепутать. Проблема, мешающая передвижению, у детей с родовыми травмами спинного мозга состоит в излишней расслабленности всех мышц тела. Тогда как при ДЦП, наоборот,— в гипертонусе мышц. Но Минздраву и Департаменту соцзащиты все едино: Кудрявцевым предлагали санатории для детей с церебральным параличом. Где делали бы такой массаж, который еще больше расслабил бы мышцы... Предлагали даже гастроэнтерологический санаторий — лечить желудок, который никогда не болел.

Вместе с юристом "Русфонда" Светланой Викторовой Наталия Кудрявцева полгода назад подала в Басманный районный суд Москвы иск к Департаменту соцзащиты Москвы о "признании бездействия незаконным и о понуждении осуществлять реабилитационные мероприятия". Судья Мария Москаленко ответила не просто отказом, но отказом оскорбительным. Текст решения гласит: "Истец отказывалась от получения путевок, затрат по отдыху не понесла". Это про предложение лечить ребенка так, как будто у него ДЦП. И еще про то, что лечение ребенка — это якобы отдых родителям.

...А Женя ездила лечиться трижды и поедет в этом году. Наталии прямым текстом было сказано, что ее дочь может и впредь получать необходимое лечение, если она, Наталия, не будет требовать того же для всех остальных московских спинальников. 25 июля Наталии удалось встретиться с руководителем Департамента соцзащиты Москвы Владимиром Петросяном. Он пообещал для Жени Кудрявцевой "купить путевку через фонд при Департаменте". В сущности, мать, которая жалеет не только своего ребенка, пытаются заставить умолкнуть подкупом.

София Шайдуллина

Источник: www.kommersant.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ