Архив:

Помочь детям, живущим в мире тишины

В 15 минутах ходьбы от метро, вдали от загруженных машинами дорог соседствует с парком «Сокольники» старейшая школа. Она создана в 1939 году специально для детишек с проблемами слуха. Сюда едут со всей Москвы, многие приходят учиться из детского сада, находящегося в соседнем здании. Об этой школе знают все жители близлежащих домов, многие в округе и те москвичи, кто когда-нибудь сталкивался с проблемами слуха у детей.

Именно в специализированной школе-интернате №30 имени Микаэльяна в дни весенних школьных каникул прошла конференция «Взаимодействие органов власти с учреждениями города Москвы в решении проблем реабилитации и социализации детей с нарушением функции слуха».
Конференция состоялась по инициативе Восточного округа столицы при участии комиссии по поддержке инвалидов при президиуме политсовета партии «Единая Россия».

Они такие же, но не слышат

В актовом зале не было свободных мест, весь левый сектор занимали люди, которые знают, что такое жить в мире тишины. Сурдопереводчик связывал их со слышащими докладчиками.
Приветствовать участников конференции приехал глава Департамента социальной защиты населения города Москвы Владимир Петросян. В работе приняли участие заместитель префекта ВАО Олег Пильщиков, депутаты Мосгордумы от партии «Единая Россия» Татьяна Потяева и Михаил Буянов, директор Института коррекционной педагогики Николай Малофеев, председатель Общества глухих Владимир Базоев и др.
Одним из главных вопросов конференции стал такой: как помочь ребенку с нарушением слуха влиться в общество обычных здоровых людей? Прошли те годы, когда принято было ограждать детей-инвалидов от общения со здоровыми. Мол, так проще и тем и другим. Зачем травмировать неокрепшую психику? Поэтому создавались специальные детские сады и школы для таких детей, где ими усиленно занимались врачи и коррекционные педагоги.
Подобная ситуация была и с глухими детьми. Они учились обособлено, для них лучшими врачами и сурдопедагогами разрабатывалось множество методик по обучению, лечению, протезированию.

Мы выросли, что дальше?

Но детство когда-нибудь кончается, родители перестают водить за ручку, и вот уже аттестат о среднем образовании на руках. А что дальше? Очень часто оказывается, что повзрослевший ребенок совершенно не готов к решению навалившихся на него проблем: где учиться дальше, кем работать, как содержать и ухаживать за престарелыми родителями...
Чтобы решить все эти вопросы, надо общаться. По наблюдению педагогов, людям с недостатками слуха это очень тяжело. Им сложно наладить контакт не только со здоровыми людьми, но даже с такими же, как они, слабослышащими и глухими. Поражение слуха нарушает весь ход развития человека.
И сегодня одной из самых актуальных проблем в сурдопедагогике стала тема адаптации через обучение.

Выпускники МВТУ нужны всегда

Статистика неутешительна - лишь 15-18 процентов инвалидов имеют постоянную работу. Но среди тех, кто получил среднее профессиональное и высшее образование, доля постоянно работающих - 60 процентов.
В Восточном округе есть удачный опыт профессионального образования. Созданы специальные группы в технологическом колледже № 21, в МГТУ имени Баумана для слабослышащих и глухих. По словам директора колледжа Николая Раздобарова, эти дети прекрасно учатся, целенаправленно получают профессию, одно то, что пропусков занятий у них практически нет, говорит о многом.
В этом колледже готовят операторов на наборно-компьютерной технике для полиграфии, есть центр деревообработки, образование здесь получают качественное и учиться интересно. Но главная проблема - куда потом трудоустраиваться инвалиду. Колледж уже наработал связи в этой области, но надеется и на помощь властей города в решении этой проблемы.
Больше шансов найти работу у выпускников МВТУ им. Баумана, они трудоустраиваются практически все.
Но беда в том, что лишь единицы слабослышащих и глухих могут поступить и учиться в этом вузе - в специализированных школах больше обращают внимание на здоровье своих учеников, а не на уровень их знаний.

Инклюзив как панацея

Одним из выходов в сложившейся ситуации может быть инклюзивное образование (обучение особенных детей в общеобразовательных массовых школах).
Случаев, когда дети-инвалиды учатся среди здоровых детей, еще очень мало. К этому пока не готовы ни школы с финансовой и технической сторон, ни сами учителя.
Депутат Мосгордумы, национальный координатор по реализации образовательных программ ЮНЕСКО на территории Российской Федерации Татьяна Потяева рассказала, что ЮНЕСКО выступает за внедрение инклюзивного образования на всех стадиях обучения: в детских садах, школах, колледжах, вузах. В Москве можно говорить об инклюзивности в дополнительном образовании - 36 процентов детей-инвалидов ходят в кружки, посещают курсы, творческие школы и т. д.
Многие вопросы может решить закон об образовании людей с ограниченными возможностями, проходящий сейчас слушания в Мосгордуме. Ведь всем уже давно стало ясно, что как бы ни старались врачи, педагоги, воспитатели, без нормативной базы, без поддержки государства вопросов образования инвалидов и их адаптации в обществе не решить. Только государство с его финансовыми, научными, организационными ресурсами может оказать реальную, существенную помощь инвалидам

Прямая речь

Татьяна ПОТЯЕВА, заместитель председателя комиссии по науке и образованию Мосгордумы:
- 2009 год объявлен в столице Годом равных возможностей. Он призван сконцентрировать усилия правительства и общества для максимального привлечения финансовых средств, общественного внимания к проблемам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Именно поэтому приоритетным направлением деятельности органов власти города Москвы является реабилитация инвалидов, обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации своих интересов и прав и оказание мер социальной поддержки. Сейчас в Москве проживает около 1 миллиона 200 инвалидов, из них 5,5 тысячи - глухие. Правительство Москвы и депутаты Мосгордумы постоянно работают над законодательством, для того чтобы всем этим людям жилось комфортно в городе. Рассматривая каждый законопроект, каждую программу, к какой бы области она ни относилась - к строительству, образованию, медицине и т. д., всегда в первую очередь встает вопрос, как нововведения отразятся на жизни инвалидов, смогут ли они помочь им.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ