Архив:

Театр без границ: пациенты интерната становятся счастливыми на сцене

В Петербурге представили спектакль, в котором заняты профессиональные швейцарские актеры и пациенты психоневрологического интерната, которые больны серьезными недугами, а некоторые передвигаются на инвалидных колясках. В Петербурге показали «Колыбельную ветра». Это спектакль в рамках проекта «Театр без границ». Особенность труппы, созданной по инициативе благотворительной организации «Перспективы», в том, что на сцене вместе с профессиональными актерами играют люди с ограниченными возможностями.

В уникальном проекте участвуют режиссеры и артисты из студии психоневрологического интерната №3 в Петергофе, а также их единомышленники из Швейцарии. Собственно, там, а еще в Германии спектакль уже видели. В России же одним из первых посмотрел корреспондент НТВ Алексей Чеботарёв.

Это, наверное, один из театров с самой открытой закулисной жизнью. Перед премьерой можно сказать, что ее вообще не было. Актеры прямо на улице не то настраивались, не то просто чудачились, а когда видели в проходящих в 15 метрах зрителей знакомых, бежали приветствовать.

Но вообще-то они, конечно, волновались. Особые актеры, а повод для переживаний, как и у всех артистов.

Ильгар Наджафов, участник проекта «Театр без границ»: «Когда выходишь, когда все нормально, когда все отрепетировано, когда помнишь текст, все получается, тогда все хорошо. А когда людей много, я немного стесняюсь».

Впрочем, внешне их волнение и не особо выражалось, лишь движения были немного не уверенны, когда они отправились на сцену.

Сцена «Упсала-цирка» как нельзя лучше подходит для этой постановки. Здесь от мира реального прямо с улицы через закулисье до сцены буквально три шага. Для многих актеров это простое вроде бы дело — почти непреодолимое физическое испытание.

Но все трудности они оставляют за занавесом. Эффектный выход? Вряд ли его представляют так, но по замиранию зрителей ясно: это именно он. Ильгар Наджафов, который перед премьерой волновался, на сцене с легкостью предстал в образе респектабельного мужчины в сопровождении молодой особы. Уверенность в себе и умение получать удовольствие от жизни, казалось, всегда были свойственны этому человеку.

Режиссеры, кстати, сами играющие вместе с особыми актерами, говорят, что тем вообще не надо вживаться в роль. Это их талант — искренне принимать жизнь героя за чистую монету. Они часто импровизируют, не выбиваясь из канвы сценария. Это позволило совместить петербургских актеров с их швейцарскими коллегами.

Антонелло Чекинато, режиссер, участник проекта «Театр без границ»: «В нашей совместной труппе всегда было много доверия. И сцены, которые они подготовили для другого спектакля, и наши фрагменты — они встраиваются в общий спектакль благодаря импровизации».

«Колыбельная ветра» — это новелла, состоящая из грустных, трогательных, печальных, вдохновляющих и даже смешных эпизодов. Строгого сюжета нет, основной мотив навеян одноименным стихотворением Пастернака. По-другому можно сказать, что это завершение трилогии о жизни удивительной труппы и о том, что все эти люди сделали за семь лет работы.

Елена Шифферс, режиссер, руководитель театральной студии психоневрологического интерната №3: «Потому что это такая завершающая часть. Есть такая ностальгическая нота. Это же фрагмент из стихотворения Пастернака, из поэмы „Доктор Живаго“ о любви, о смерти, о верности».

Всё это длится час двадцать. А после актеры получат цветы, аплодисменты и самое главное — их талант увидели. Они вернутся к своему совсем непростому существованию в ожидании, когда вновь можно будет стать на сцене людьми с неограниченными возможностями. По крайней мере, завтра у них это получится еще раз.

Алексей Чеботарёв

Источник: www.ntv.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ