Архив:

Детей-инвалидов познакомят с "дареным конем"

Детей-инвалидов из интерната №4 поселили в худший из возможных корпусов оздоровительного лагеря «Зеленый огонек». Выяснилось, что это нормальная практика: руководство всегда расселяет детдомовцев «по остаточному принципу». Теперь на 20 дней дети-колясочники остались без пандусов, нормального душа и столовой.

«Мам, пап, смотри, они выгружаются!» - девочка лет шести тянет за рукав родителя, тащит по направлению к автобусам. Оттуда действительно «выгружают» детей-инвалидов, приехавших отдохнуть в лагерь «Зеленый огонек» под Лугой. Правда, из автобусов на руках их выносят не мамы и папы, а волонтеры дома-интерната, где ребята, оставшиеся без родителей, живут круглый год. Практически единственной радостью в их жизни оказываются такие поездки в санатории на 20 дней. Как выяснилось, отношение руководства лагеря к таким ребятам поистине «особое»: их заселяют в самые жалкие корпуса по остаточному принципу. Волонтеры и попечительский совет дома-интерната для детей с отклонениями в умственном развитии №4 хорошо запомнили поговорку о «дареном коне», но в этот раз зубы у животного оказались по-настоящему болезненными.

Санаторно-оздоровительный комплекс «Зеленый огонек» находится в экологически чистой курортной зоне под Лугой. Вокруг - богатые сосновые леса, речка, живописное Меревское озеро, черника и лисички с моховиками сами прыгают под ноги. Территория санатория, подведомственного Комитету по образованию, занимает 25 гектаров. Здесь расположены игровой корпус, медицинский центр, конюшня с пятью лошадьми, столовая-клуб и восемь двухэтажных кирпичных корпусов. «Зеленый огонек» специализируется на детях-инвалидах: каждую смену сюда заселяют 330 ребят от 4 до 18 лет и их сопровождающих из всех районов Петербурга.

В воскресенье к началу 4-й смены сюда приехали семеро детей из дома-интерната №4 и семеро волонтеров, которые будут за ними ухаживать. Сотрудники лагеря встретили ребят у автобуса и препроводили к корпусу №3. Это единственный неотремонтированный корпус на всей территории, полезный лишь тем, что там можно поностальгировать о славном советском прошлом. Пандуса, необходимого детям-колясочникам, здесь нет, проход в душ тоже слишком узкий. Сам душ - кстати, единственный на 20 человек - невероятно мал и обшарпан. В июне сюда уже приезжали те же волонтеры с другими детьми из интерната. На кровать одной из девушек среди ночи рухнула тяжелая оконная рама. Никого не убила она только потому, говорят волонтеры, что именно в эту ночь ребенок спал очень неспокойно, и Женя прилегла рядом с ним на его кровать, чтобы в случае чего помочь.

«То же самое окно поставили при мне обратно, после того, как я написала об этом заявление. По ночам может быть холодно, во время дождей в корпусе сыро», - рассказывает Женя Дамме. С руководством лагеря долго велись переговоры, сначала интернатских и вовсе хотели отправить на второй этаж, несмотря на коляски. Сегодня оказалось, что нет, все же селят на первом. Но все равно по двое детей в номер. «Ну, значит, будете жить не по два человека, а по четыре человека в комнате, - развела руками сотрудник лагеря, - так у нас из ДДИ всегда живут».

Остальные корпуса «Зеленого огонька» удивительно опрятны. Ребята с мамами и папами получают отдельный номер на семью, у каждого номера есть своя просторная ванная комната, на окнах - стеклопакеты, на крыльцо выводят современные пандусы, внутри можно найти новую бытовую технику и электронику, и евроремонт явно свеж. В марте детям из интерната тоже повезло пожить в таких условиях. «Так что нам было с чем сравнивать, и сейчас, конечно, мы в шоке. Тем более, что нам нужен особый уход, детям в ванную 3-го корпуса не проехать», - говорят волонтеры. В июне они даже обнаружили дырки в полу на въезде в туалет, но их успели заделать. «Поставили столы в комнаты, раньше их не было. Кулер появился. Осталось проверить, везде ли двери закрываются на шпингалеты», - поясняет Женя.

Дети при этом разбегаются от нее в разные стороны, те, кто может ходить самостоятельно, катят свою коляску впереди себя. С октября по апрель они находятся у себя в кроватях в павловском интернате, и такая поездка для них становится единственной надеждой хоть на какую-то интеграцию и развитие.

«Волонтеры стараются выводить их на улицу в течение года. Но это очень тяжело, мороки много, так что руководство интерната делает очень удобно: объявляет карантин на корпус. Зима, риск гриппа, сидите в комнате, все», - замечает представитель благотворительной общественной организации «Перспективы» Светлана Мамонова.

Приключения сирот, больных ДЦП, с даун-синдромами и генетическими отклонениями не заканчиваются дурными условиями в жилом комплексе. Детей, которые не в состоянии передвигаться самостоятельно, предлагают кормить в столовой на втором этаже, куда ребят придется поднимать по лестнице на руках. Дело в том, что на первом этаже будут обедать больные целиакией, а «Зеленый огонек» фактически единственный в Петербурге санаторий, где существуют два пищеблока, что позволяет внедрить систему раздельного питания.

Попечительский совет интерната и волонтеры не думают отчаиваться и призвали на помощь законодателей. В лагерь с журналистами прибыл и депутат петербургского парламента Борис Вишневский. Благодаря ему крайне занятую начальницу «Зеленого огонька» Валентину Ивановну Коваленко все же удалось выманить на свет.

«Ну туда никто не хочет селиться, - принялась спокойно объяснять директриса, ничуть не удивляясь вопросу. - По лотерейному билету, как говорится, вытаскиваем. Жребий кидаем, кого туда определить. Сейчас мамы тоже ходят, скандалят, но все же получили одинаковые бесплатно путевки. Живем по двое, по трое, либо выезжаем на улицу - других условий нет».

«Вы говорите, «лотерея», а кто подводит результаты?», - поинтересовался Борис Вишневский.

«Да никто не результаты, ну никто, так у нас всегда: ДДИ живет в третьем корпусе», - доходчиво продолжила объяснять Валентина Ивановна. На вопросы «почему же так повелось», она давала не менее вразумительные ответы из разряда «потому», «ну живет всегда, и все» и «не знаю».

Если судить по довольно длинному диалогу Валентины Коваленко с «ходоками», в том, что дети-инвалиды из интерната всенепременно оказываются в самых худших условиях, нет ничьей вины: так сложились звезды. Историческую несправедливость никто устранять не собирается, а руководству лагеря просто пришлось смириться с судьбой. Когда возникла тема столовой, волонтеры напомнили, что просили только два места на первом этаже, но их попросили «сменить состав детей» и вообще не брать тех, кто не может ходить самостоятельно. «Давайте так, я разговаривала с замдиректора интерната, разговаривала с Пушкинским районом, у нас в эту смену вообще не должно быть «колясочника» ни одного!» - уже несколько повысила голос Валентина Коваленко, которую вопросы явно начали утомлять.

«В марте мы жили в нормальных условиях. Но, как нам потом объясняли, в марте нет такого потока. Летом же слишком много желающих, и не хватает нормальных корпусов для детских домов, грубо говоря», - рассказала корреспонденту «БалтИнфо» Женя Дамме.

Тем временем сзади к начальнице робко приблизилась женщина. «А приобрести путевку можно?», - буквально подергала за рукав Валентину Ивановну чья-то мама. «Нет, пока ничего нельзя, давайте я договорю, потом подойдите», - споро отреагировала начальница и махнула рукой в сторону здания администрации.

Заметим, теоретически госучреждения могут продавать места в санаториях, если там остались свободные, не заполненные льготниками. Коммерческая деятельность в таких ситуациях даже поощряется властями. Однако возможность покупки путевки в так называемый «высокий летний сезон», когда для больных ДЦП не нашлось места в хорошо оборудованных корпусах, выглядит довольно странно.

Впрочем, купить путевки в 3-й корпус, конечно, желающих не нашлось. «Ну встаньте в положение наше, как бы вы расселили?» - задала резонный вопрос Валентина Коваленко. Она начала заметно нервничать. Рассказала, как в прошлой смене предлагали два номера для колясочников из интерната, «но они не хотели отделяться от своей стаи», и решили подождать августа. Корреспонденту «БалтИнфо» Коваленко не смогла ответить на вопрос, почему сперва нельзя определить места для интернатских детей в подходящих корпусах, а потом уже расселять остальных.

«Они всегда всем были довольны, они никогда не жаловались. Если бы они хоть раз сказали, мол, мы не поедем. Они знают свои условия», - не унималась Валентина Ивановна. «Лотерея у детей получается безвыигрышная», - заметил потом Борис Вишневский.

Впрочем, и не лотерея это вовсе. Начальник лагеря признала, что лично возглавляет медкомиссию учреждения, которая принимает решение о расселении детей по конкретным корпусам. На чем она основывается в этом решении, осталось загадкой, оно, по словам Коваленко, «ну просто принимается». На начальницу наседали уже не только попечители интерната и журналисты, но и мамы детей, только что заселившихся в другие корпуса. Бесконечные вопросы совсем доконали Валентину Коваленко. Она пригрозила позвонить юристам и выяснить, могли ли попечители, депутат ЗакСа и журналисты вообще приехать на территорию и задавать ей какие-либо вопросы. Рядом с ней тут же возник некий «отдыхающий» лет двадцати семи, который, по его словам, «знает законодательство». Он потребовал у Бориса Вишневского ксерокопию закона, регламентирующего его полномочия, и стал набирать номер охраны.

«Вы не имеете права задавать мне вопросы! Я этого не оставлю. Вы не имеете права здесь гулять без меня. Вы хотите, чтобы я сейчас мам созвала, сказала, что вы мне треплете нервы и мешаете работать? Хотите, чтобы они сейчас написали на вас жалобу? Покиньте, пожалуйста, мою территорию!» - с надрывом восклицала Валентина Коваленко. За спиной у нее возник охранник. ««Сейчас истерика со мной будет. Покиньте! Вот видишь, что ты сделал. Пропустил!» - Валентина Ивановна уже рыдала, накинувшись на охранника.

Борис Вишневский пообещал пообщаться на эту тему с вице-губернаторами Василием Кичеджи и Ольгой Казанской. «Хочется понять, в курсе ли они, что именно дети-сироты оказываются в наихудшем положении, а также, почему собрали вместе детей с ДЦП и больных целиакией, возможно ли принять какие-либо меры уже в эту смену. Получается так, что в худшем положении оказываются те, у кого нет заступников», - заявил корреспонденту «БалтИнфо» Вишневский.

Депутат уверен, что расселение детей из интерната в 3-й корпус - это сознательное решение медкомиссии учреждения. Волонтеры дома-интерната и члены попечительского совета хотят, чтобы их детей расселили в другие корпуса, которые прекрасно для этого оборудованы. Третий корпус, по словам расстроенной Валентины Коваленко, будет отремонтирован уже в следующем году, однако проблему совмещения несовместимых категорий детей-инвалидов в санаториях это не решит.

Карина Саввина

Источник: www.baltinfo.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ