Архив:

О труде инвалидов

Во многих российских организациях рядом с работниками, обладающими обычными возможностями, трудятся инвалиды с ограниченными возможностями. Учитывая их состояние здоровья, работу для многих работников-инвалидов можно назвать ежедневным подвигом. Естественно, они нуждаются в повышенной социальной защите со стороны государства, а их труд - в специальном правовом регулировании. Многие работники-инвалиды являются членами профсоюзов. Кроме того, к сожалению, нередко здоровые члены профсоюзов в силу обстоятельств становятся инвалидами. Поэтому профлидеры и специалисты должны быть готовы разъяснить таким работникам их права и оказать другую правовую помощь.

Рассмотрим юридические аспекты права инвалидов на труд, гарантии и льготы для работающих инвалидов и особенности применения их труда.

Международное право

Конвенция о правах инвалидов, в том числе о трудовых правах, принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 № 61/106) и ратифицирована Российской Федерацией в 2012 году. В соответствии со ст. 27 Конвенции государства - участники Конвенции признают право инвалидов на труд наравне с другими; при этом право на труд включает получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился, в условиях, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми, инклюзивными и доступными для инвалидов.

Согласно Конвенции государства-участники обеспечивают реализацию права инвалидов на труд принятием надлежащих мер (в том числе в законодательном порядке), направленных на:

- запрещение дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся всех форм занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости, сохранения работы, продвижения по службе и безопасных и здоровых условий труда;

- защиту прав инвалидов наравне с другими на справедливые и благоприятные условия труда, в том числе равные возможности и равное вознаграждение за труд равной ценности, безопасные и здоровые условия труда, включая защиту от домогательств, и удовлетворение жалоб;

- обеспечение того, чтобы инвалиды могли осуществлять свои трудовые и профсоюзные права наравне с другими;

- наделение инвалидов возможностью эффективного доступа к общим программам технической и профессиональной ориентации, службам трудоустройства и профессиональному и непрерывному обучению;

- расширение на рынке труда возможностей для трудоустройства инвалидов и их продвижения по службе, а также оказание помощи в поиске, получении, сохранении и возобновлении работы;

- расширение возможностей для индивидуальной трудовой деятельности, предпринимательства, развития кооперативов и организации собственного дела;

- наем инвалидов в государственном секторе;

- стимулирование найма инвалидов в частном секторе с помощью надлежащих стратегий и мер, которые могут включать программы позитивных действий, стимулы и другие меры;

- обеспечение инвалидам разумного приспособления рабочего места;

- поощрение приобретения инвалидами опыта работы в условиях открытого рынка труда;

- поощрение программ профессиональной и квалификационной реабилитации, сохранения рабочих мест и возвращения на работу для инвалидов.

Российское право

Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью российской правовой системы. И если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные ее законом, то применяются правила международного договора. Это означает, что положения ратифицированной РФ Конвенции о правах инвалидов действуют в России независимо от того, закреплены ли соответствующие нормы в ее законодательстве.

Статья 37 Конституции РФ, закрепляя принцип свободы труда, устанавливает: каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Все эти права в полной мере принадлежат инвалидам.

Положения Конституции РФ отражаются в федеральных законах. В соответствии со ст. 3 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества - независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Таким образом, ограниченные возможности работника-инвалида не могут препятствовать в реализации им трудовых прав.

При этом необходимо учитывать, что не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, если это определяется свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлено особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, каковыми являются инвалиды. В связи с этим право инвалида на труд может быть ограничено, если работа, на которую он претендует, противопоказана ему по состоянию здоровья.

Соцзащита инвалидов

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ” определяет государственную политику в этой области, устанавливает меры социальной защиты, определяет правовое положение инвалидов в РФ.

В соответствии со ст. 1 ФЗ-181 инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, если это нарушение здоровья приводит к ограничению жизнедеятельности и вызывает необходимость в социальной защите.

Под социальной защитой инвалидов следует понимать систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Для того чтобы работник с ограниченными возможностями получил право пользоваться мерами социальной поддержки, в том числе гарантиями и льготами, установленными для инвалидов трудовым законодательством, прежде всего необходимо признание такого работника инвалидом в установленном порядке.

Медико-социальная экспертиза

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ). Деятельность данного учреждения регламентируется приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11.10.2012 № 310н “Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы”. К федеральным госучреждениям МСЭ относятся: Федеральное бюро МСЭ; главные бюро МСЭ по соответствующему субъекту РФ, находящиеся в ведении Минтруда; главные бюро МСЭ, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро МСЭ в городах и районах.

Направление на медико-социальную экспертизу для признания лица инвалидом выдается: организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

Порядок и условия признания лица инвалидом установлены Правилами признания лица инвалидом (утв. постановлением правительства РФ от 20.02.2006 № 95). По этим Правилам, условиями признания гражданина инвалидом являются:

- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

- ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

- необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Группы инвалидности

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. При этом инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.

При осуществлении медико-социальной экспертизы для установления инвалидности орган МСЭ использует классификации и критерии, утвержденные приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 № 1013н.

Классификации, используемые при МСЭ граждан, определяют: основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий. Критерии, используемые при МСЭ граждан, определяют условия установления групп инвалидности.

I группа инвалидности характеризуется наиболее тяжелыми расстройствами функций организма. Данная группа устанавливается лицам, состояние здоровья которых не позволяет обслуживать себя, самостоятельно передвигаться, ориентироваться или контролировать свои действия; которым необходим постоянный уход другого человека.

II группа инвалидности устанавливается лицам, которые не могут обслуживать себя без вспомогательных средств; нуждаются в частичном уходе других людей; имеют высокие ограничения к работе либо полностью неспособны к труду; неспособны получить знания, необходимые для трудовой деятельности; ограничены в передвижении, общении и ориентировании в пространстве; неспособны полностью контролировать свое поведение.

III группа инвалидности устанавливается лицам, имеющим менее значительные нарушения функций организма, но при этом нуждающимся в мерах социальной поддержки.

Продолжение следует

Денис Журавлев

Источник: www.solidarnost.org

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ