Архив:

Родина ограниченных возможностей

В Алматы женщины-инвалиды проверили на себе доступность общественного транспорта

Колясочницы протестировали городские троллейбусы и станцию метро. Оказалось, что ни новенький транспорт, оборудованный пандусами, ни долгожданный метрополитен к обслуживанию особенных пассажиров не готовы. И если в метро предусмотрен специальный подъемник для колясочников – правда, забраться в него можно только при помощи работников подземки, то с троллейбусами куда сложнее. Пандусы вроде и есть, но управляться с ними умеют далеко не все водители. Да и не каждый готов открыть двери на остановке неудобному пассажиру. Нашим здоровым гражданам отчего-то проще отвернуться, отмахнуться и забыть. Вот и выходит, что республика с равными правами пока является для таких казахстанцев родиной ограниченных возможностей.

О 50 новых троллейбусах, оборудованных пандусами для заезда пассажиров на инвалидных колясках, власти Алматы отрапортовали в конце прошлого года. Потому женщины из ассоциации "Шырак" решили проверить именно их. Первыми на эксперимент пошли алматинки Мария Тарасова и Алия Бисенбаева. Увидев троллейбус, колясочницы помахали водителю рукой: мол, остановись. Но сотрудник троллейбусного парка предпочел "не заметить". Его коллега, который ехал следом, оказался более человечным и даже кое-как, с помощью отвертки, открыл злополучный пандус. Только въехать на него без посторонней помощи все равно невозможно – угол наклона слишком большой. Марие и Алие пришлось просить помощи у пассажиров, но те начали возмущаться, что колясочницы задерживают транспорт. То есть понимания среди горожан шыраковцы не нашли.

– В первую очередь, на сами остановки попасть невозможно, – сетует Мария. – Если честно, мы сегодня пришли со страхом. Потому что даже здоровым людям очень сложно, они ругаются, что водители не так паркуются, а пенсионеры говорят, что им самим проблематично попасть в автобус… Да, пандусы есть, но никто ни разу ими не пользовался, и многие даже не знают, как они работают. Пандусы очень крутые, и самостоятельно на них залезть невозможно.

– Я не могу сказать, что государство ничего не делает. Делает, но очень медленно, – рассуждает Алия. – Когда сдается здание, комиссия не до конца проверяет, что ли? И когда мы приходим, действительно видим высокий подъем. Допустим, я не могу попасть в наш Бостандыкский акимат – там очень высокий пандус. Сейчас еще дождя и снега нет, а когда непогода, то очень скользко и рискованно. У нас не только с ногами, с головой проблемы будут.

Каждый выход в город превращается в полосу препятствий и для 27-летней Сабины Касымовой. Если бы не помощь родственников, признается девушка, выжить было бы невозможно, ведь самостоятельно она не может купить даже хлеба.

– В ближайших магазинах возле дома ничего не оборудовано, – рассказывает Сабина. – Есть один супермаркет, но там очень крутой пандус – самостоятельно не подвинешься и места мало. Я там всегда застреваю.

– То есть самостоятельно купить продукты вы не можете?

– Нет, это нереально.

Нереальной оказалась и поездка в троллейбусе. С трудом забравшись в салон, девушка-инвалид едва не укатилась в кабину водителя, да и оплатить проезд оказалось делом непосильным – валидатор был установлен так высоко, что Сабине вновь пришлось просить помощи у посторонних. К слову, ей еще повезло, что в троллейбусе было немного народу. А что бы она делала в час пик?

– Мы бываем за границей на семинарах. Если здесь нам приходится заказывать такси, то там все инвалиды передвигаются на общественном транспорте, – говорит Сабина. – Там если колясочник стоит на остановке, водитель просто выходит и спрашивает его: вы едете или нет?

В Казахстане, жалуются колясочники, ситуация другая. Чаще всего из-за невозможности свободно передвигаться по городу люди с инвалидностью не ходят в вузы, школы, театры и кино. Проще говоря, оказываются выброшены на обочину жизни. Единственное спасение, признают шыраковцы, услуга социального такси для колясочников. Но такси не хватает: заказывать его надо за два дня до поездки, и работает оно только в будние дни до 18.00. Есть и другое ограничение – не более одной поездки в день.

– Конечно, такого такси очень не хватает, – говорят инвалиды. – Мы ездим на нем только на работу, а по вечерам и в выходные дни вынуждены сидеть дома. Общественный же транспорт дает возможность активно участвовать в жизни города и использовать свое право на независимое передвижение, но сами видите, воспользоваться этим правом непросто.

По словам женщин, эта акция – первая в череде "внеплановых проверок общественного транспорта Алматы". По ее результатам инвалиды составят рекомендации и отправят в правительство. Только вот помогут ли они изменить менталитет и систему ценностей в головах здоровых казахстанцев?

Татьяна Куан

Источник: mk-kz.kz

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ