Архив:

Колясочники в городе: стратегия борьбы

В Санкт-Петербурге, по сведениям представителей движения «Колясочники Питера», проживают 12225 инвалидов-колясочников. Несмотря на распоряжение Комитета по транспорту Петербурга, водители городских автобусов продолжают игнорировать колясочников и не помогают им в передвижении по городу.

Ограниченные возможности, сильный дух

Для инвалидов-колясочников так называемая «Доступная среда» все еще недоступна, а чаще всего ее просто нет. Деятельность Сергея Поюнова, одного из лидеров движения по защите прав инвалидов-колясочников, привлекла внимание широкой общественности после того, как осенью прошлого года он стал делать видеоролики, показывающие, насколько петербургские дворы и различные объекты города не приспособлены для людей с ограниченными возможностями. Сам Сергей Поюнов лишился левой ноги и пальцев на правой в результате несчастного случая во время службы в армии. Однако он находит в себе силы для того, чтобы вести активный образ жизни. Более того, он утверждает, что стал более счастливым с тех пор, как его жизнь изменилась не в лучшую сторону.

Сергей - обладатель различных наград и призов на международных и российских турнирах по спорту, в частности, по танцам на колясках и настольному теннису. Еще он поет, играет на гитаре, фортепиано, принимает участие в праздниках, соревнованиях и других мероприятиях города с участием колясочников. Можно без сомнений утверждать, что он жизнерадостный и стойкий человек. Но трудностей от этого в его жизни, как и в жизни других инвалидов, меньше, к сожалению, не становится.

Автобусы против колясок

В марте глава Комитета по транспорту Станислав Попов подписал распоряжение, которое уточняет отдельные пункты Правил пользования наземным пассажирским транспортом. В документе оговаривается, что водитель транспортного средства обязан оказывать помощь инвалидам-колясочникам при посадке в специально оборудованные для инвалидов транспортные средства и высадке из них. Иными словами, водитель, увидев, что на остановке есть инвалид-колясочник, должен остановиться вплотную к поребрику, накренить автобус к остановке, выйти, откинуть встроенный пандус и помочь колясочнику заехать в салон. После этого кондуктор автобуса должен выяснить у инвалида, на какой остановке тот выходит, и доложить об этом водителю. На нужной остановке водитель должен помочь ему и в этом.

Сергей Поюнов рассказал, что петербургские автобусы уже давно низкобортные, то есть инвалиды могут с минимальными усилиями забираться в них, но пандусы, которые встроены в пол автобуса рядом с дверьми, выполнены очень некачественно. Проржавевшие петли ломаются, сами пандусы тоже ненадежны, и теперь в большинстве автобусов они непригодны для использования.

«Один раз было, что водитель откинул пандус, а он развалился. Водитель долго ругался, отковыривал приржавевший пандус, злился... Я уж думал, что мне сейчас достанется за все», - рассказывает Сергей.

По его словам, необходимо разработать соответствующую инструкцию для водителей и кондукторов, по которой они могли бы действовать. Инвалид-колясочник, как правило, очень боится просить о помощи - для него это почти унижение. Чувство стыда и дискомфорта часто вызвано тем, что люди вокруг реагируют раздраженно или даже зло на просьбы о помощи. Это конечно далеко не всегда так, однако, признают горькую правду и сами водители и кондукторы. Например, на автобусах, которыми Сергей часто пользуется, они даже извинились недавно за невежливое обращение. «Сказали, что колясочников у них двое. Я и один наркоман, который жутко «достал» их своим поведением, - улыбнулся Поюнов. - Но ведь извинились - и то хорошо».

«Я бы хотел составить инструкцию и письмо в Комитет по транспорту не для того, чтобы наказать кого-то там, а чтобы добиться результата. Мы знаем, что водителей сильно наказывают за то, что они выбиваются из графика. И они злятся на колясочников», - говорит Поюнов.

Понятно, что даже несмотря на небольшое количество колясочников, ездящих на городском наземном транспорте, отставания от графика движения на 3-5 минут неизбежно, если соблюдать все правила. Но Сергей и тут придумал выход из положения. Он предлагает устанавливать видеорегистраторы, которые будут фиксировать тот факт, что задержка вынужденная, тогда и наказывать никто никого не будет.

Еще одним «неустранимым» препятствием стали вертикальные поручни в некоторых автобусах, которые расположены прямо перед дверьми. Они мешают заезду колясочников. А в некоторых автобусах есть и ступеньки, с которыми может справиться все еще подвижный и активный Сергей, но пожилые люди уже не могут. При этом Комитет по транспорту ответил Сергею на запрос о том, нельзя ли эти поручни от дверей убрать, что ГАИ будет тормозить эти автобусы, так как есть правила, регламентирующие наличие этих поручней.

Корреспонденты «БалтИнфо» провели небольшой эксперимент и попробовали сесть вместе с Сергеем в автобус неподалеку от его дома. Водитель видел Сергея, но подъехал не вплотную к поребрику, хоть и близко. Он, правда, накренил автобус к остановке так, что уровни поребрика и пола автобуса сравнялись. Но вот на просьбу выйти и вытащить пандус водитель грустно сообщил, что пандус сломан, и если он попробует его достать, то скорее всего он заклинит дверь и «дальше автобус уже не поедет». В итоге загружаться в автобус Сергей не стал. Если бы хотел, то мог бы, но таких как он - немного. Что делать тем, кто парализован или плохо владеет руками (например инвалидам ДЦП), неясно.

Конечно, эти проблемы приводят к тому, что большинство инвалидов-колясочников в той или иной степени затворники. Более того, мизерные выплаты по инвалидности, большую часть которых приходится выплачивать за жилье, просто не позволяют им вести обычный образ жизни.

Кстати в прошлом году изменились и правила проезда колясочников в метро. Для них должны запускать отдельный эскалатор, и сотрудник метрополитена обязан сам помогать инвалиду спускаться или подниматься на эскалаторе. Сергей рассказал, что недавно его знакомого пустили в метро, но из-за часа пик отдельного эскалатора уже не было. Это еще полбеды, он спустился сам, но когда колясочник попытался подняться на эскалаторе, его попросту не пустили. Пришлось ждать, пока народу в метро станет меньше.

Доступная, но несуществующая среда

Транспорт - не единственная проблема. Напомним, что запущенная в 2011 году Государственная программа «Доступная среда» предполагает строительство инфраструктурных объектов, пандусов, подъездов и подъемников, которые должны обеспечить нормальный доступ инвалидов к любым требуемым местам в городе.

«Глава Комитета по социальной политике Ржаненков говорил в 2011 году, что правительство города уже освоило 10 миллиардов рублей на «доступную среду». Только где это все? Обидно же», - расстроено сказал Сергей.

Большой проблемой остаются подъезды домов и поребрики - как во дворах, так и на улицах. Сергей вынужден подниматься ползком по лестнице до лифта. И так большинство петербургских колясочников. Решение есть – подъемники. Однако местные ТСЖ не спешат расставаться с накопленными средствами.

«Подъемник нашей отечественной качественной фирмы стоит 450 тыс. рублей. У нашего ТСЖ накоплено 3,5 миллиона, которые должны быть потрачены на благоустройство. Но начальница ТСЖ не хочет ставить подъемник и идет на конфликт. Ведет себя как чиновник», - рассказал Сергей. По его словам, ТСЖ пытается найти множество разных препятствий для установки подъемника, который бы не только избавил инвалидов-колясочников от унижения и ползания по лестнице (а зимой это неприятно, грязно и сложно), но и уберег бы их от возможных дополнительных травм. Да и мамочкам с колясками было бы значительно удобнее. Но теперь ТСЖ решило собирать заочные подписи жителей домов «за и против» установки подъемника, что, впрочем, правильно. Но неизвестно, насколько прозрачно будет выполнена эта процедура. В начале июля станет известен вердикт, и неунывающий Сергей готовится принять бой, в случае отказа ТСЖ он хочет привлечь уже артиллерию юристов и общаться с различными инстанциями, чтобы доказать очевидное. Более того, по словам Сергея, он предоставил уже все нужные справки и документы и даже знает, какие подъемники можно купить. Например, он участвовал в открытии подъемника в театре «Буфф», где решили все же позаботиться о тех, кому помощь нужна. Может быть, прецедент вынудит городские власти и местные ТСЖ сделать среду доступной не на словах.

А пока Сергей вместе с прокуратурой проверяет различные объекты в городе на доступность для инвалидов. Он также предлагал нуждающимся в поддержке колясочникам обращаться к нему напрямую - для того, чтобы вместе бороться за свои права.

«Как-то я звонил в одну инстанцию и просил у них помощи в этой проблеме. Там не стали говорить, что денег нет. Просто отказывали и аргументировали тем, что, мол, не забывайте, в какой стране мы живем. Я люблю свою страну. Я им отвечаю: «Это - моя родина», - возмущается бывший военнослужащий.

Владимир Инкин

Источник: www.baltinfo.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ