Архив:

Найти ключик

— До свидания, Никита, всё, пока! До свидания, Данила, всё, пока! До свидания, Святослав, всё, пока! — повторяют хором малыши шести-восьми лет, держась за руки. Этот ритуал прощания — огромное достижение педагогов центра лечебной педагогики и социальной адаптации детей и молодежи с нарушениями развития при Нижегородской общественной организации поддержки детей и молодежи «Верас». Ведь именно проблемы с общением отличают этих детей от здоровых сверстников.

В компании с Эйнштейном

Даже взрослые люди с нарушениями аустического спектра (НАС) не способны обратиться за помощью, сказать о своих желаниях, их поведение кажется нам странным, порой пугающим. А малыши с таким диагнозом без специальной подготовки не смогут учиться даже в коррекционной школе. Причем подготавливать надо не только детей к учебе, но и учителей к таким ученикам.

Светлана приводит восьмилетнего Никиту на эти занятия почти год.

— Сына не брали ни в детский сад, ни в коррекционную школу, — рассказывает она. — Он поздно стал ходить, не мог выносить общество других детей, кричал, пока не оставался один. А главное, он никак не реагировал на наши слова.

Молодая мама заметила у него «странности» с первых месяцев после рождения: сынуля безучастно лежал, не пытался переворачиваться, не улыбался ей в ответ. Но врачи в маленьком поселке Воскресенского района, где они жили, уверяли, что всё в порядке: дескать, «мальчишки просто позднее развиваются». Теперь он научился играть рядом с другими детьми, самостоятельно одеваться и кушать.

— Конечно, иногда я совсем не понимаю его, — признаётся Светлана. — Но он умный, в компьютере всё сам находит — мультфильмы, видео. И хитрюга: всегда знает, как получить то, что ему хочется.

Кстати, некоторые люди с НАС имеют нормальный или даже высокий интеллект. Кто знает, стали бы гениями Ньютон, Эйнштейн, Андерсен, не будь у них этого диагноза, отгораживающего их от прочего мира? Знаменитый математик нашего времени Перельман, решивший теорему Ферма, также относится к этой категории людей. Но родителей таких детей это вряд ли утешает, ведь воспитание требует большой самоотдачи и жертвенности. К тому же мамам в большинстве случаев приходится оставлять работу.

Только по расписанию

— Аутизм сложнее всего поддается коррекции, — говорит председатель общественной организации «Верас» Людмила Веко. — Тут важно не упустить время, чтобы ребенок не вырос тяжелым инвалидом. Даже в коррекционных школах порой не знают, как наладить взаимодействие с таким учеником. В Нижнем Новгороде есть шесть учебных заведений, в которых учатся наши воспитанники, но чтобы учителя смогли найти к ним ключик, мы приглашаем их на наши занятия.

Есть определенные технологии при работе с такими детьми. Поскольку у них нарушена способность к общению, они не могут выполнять словесных инструкций. Поэтому, как рассказывает педагог центра лечебной педагогики Илья Марков, здесь, например, используют в качестве расписания занятий картинки, пиктограммы, предметы. Очень важна и определенная последовательность уроков — если, скажем, их просто поменять местами, то у аутистов происходит «сбой» и вся учеба сорвется. — Это так называемое стереотипное поведение, когда всё должно идти по заданному расписанию, — поясняет Илья Анатольевич. — Человеку с нарушениями аустического спектра важно, чтобы его жизнь была полностью предсказуема. Привычная одежда, ритуалы при отходе ко сну, еда в определенном месте, с определенной тарелки. Помните, как в фильме «Человек дождя» герой Дастина Хоффмана не любил, когда перекладывали его вещи, а оладьи ел только с кленовым сиропом?

Преодолеть такую стереотипизацию даже в мелочах чаще всего невозможно. Поэтому педагогам, как и родителям, приходится подстраиваться под эту особенность.

Ларец с секретом

Ребенок-аутист может родиться абсолютно в любой, даже самой благополучной семье. И общество должно принять существование «особенных» людей и помочь им жить среди нас.

По словам Людмилы Веко, чем раньше начать работать с детьми, тем лучше будет результат их социализации.

Но в реальности получается, что раньше шести лет ребенок с НАС не попадет к специалистам. А до трех лет такой диагноз вообще не ставится, поэтому родители должны сами обратить внимание на некоторые особенности малыша. Например, он не фокусирует взгляд на матери, не гулит, не улыбается, равнодушен к близким, а когда его берут на руки, его тельце всегда протестующе напрягается и изгибается дугой.

При правильном воспитании и лечении часть людей с таким диагнозом сможет почти преодолеть свою болезнь, хотя многие «странности» останутся у них навсегда. Более того, их особенности могут даже принести им успех в определенных профессиях. Например, они часто бывают очень хорошими программистами, математиками, любят музыку, петь, лепить, рисовать. Специалисты сравнивают аутистов с ларцом, в котором хранятся драгоценности, но ключ от которого потерян. Однако большинство все-таки будет нуждаться в сопровождении всю жизнь. Хотя это не означает, что они должны жить в доме инвалидов. Дальнейшая судьба таких ребят обсуждается в рабочей группе «18 плюс» при Общественной палате, в которую входит Людмила Веко.

— На Западе и в Белоруссии давно разработана система сопровождения взрослых аутистов, — поясняет Людмила Викторовна. — Там в каждом районе города или поселка есть группа дневного пребывания и мастерские, в которых они работают. В России же такая система есть в единственном городе — Пскове. В Нижнем Новгороде нам удалось организовать так называемую «квартиру учебного проживания» на условиях бессрочной и безвозмездной аренды, в которой четверо ребят в сопровождении педагога учатся жить самостоятельно — ходить в магазин, готовить обед.

Адаптация. Необычные — в обычной

Практически все родители детей с ограниченными возможностями мечтают, чтобы их ребята учились вместе с обычными сверстниками.

Но здесь их ожидает немало сложностей. К тому же родителям не всегда удается найти компромисс между желанием адаптировать ребенка к социуму, с одной стороны, и необходимостью щадящего режима — с другой.

В нижегородской специализированной начальной школе № 365 несколько лет реализуется программа инклюзивного образования. Дети с ограниченными физическими возможностями — неслышащие, с детским церебральным параличом и другими недугами — учатся вместе со здоровыми сверстниками.

При школе есть детский сад, в котором воспитатели готовят детей к первому классу в общеобразовательной школе. В учреждении созданы интегрированные дошкольные группы, а родители становятся главными участниками реабилитационного процесса. Здесь их обучают методам коррекции в домашних условиях, используя разнообразные формы работы.

Конечно, не все ребята смогут по состоянию здоровья учиться в обычных школах. Но у ребенка должен быть выбор — это главное правило инклюзивного образования.

«Взрослые» трудности

Согласно статистике, уровень первичной инвалидности по России составляет 27,4% на 10 000 детей.

В Нижегородской области этот уровень выше, чем в целом по России, и составляет 29,5%. Такие данные привела заместитель руководителя по организационно-методической работе Бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области Ольга Каратаева.

Специалисты «Вераса» при помощи анкет для педагогов образовательных учреждений выявили основные трудности, с которыми сталкиваются те в работе с детьми, имеющими нарушения развития. В первую очередь это нехватка ассистентов, воспитателей, помощников на занятиях, недостаток методических материалов и знаний.

Алина Малинина

Источник: www.pravda-nn.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ