Архив:

Сергей Миронов: Главный барьер, о котором не перестают с болью говорить люди с ограниченными возможностями, - это барьер в отношении к ним

В мае в Госдуме был принят законопроект, запрещающий авиакомпаниям отказывать людям с ограниченными возможностями в перелетах. То есть, теперь инвалиды смогут беспрепятственно пользоваться воздушным транспортом. Раньше же дело обстояло несколько иначе. Отсутствие специального оборудования и технических средств могло послужить основанием для отказа таким пассажирам в авиаперелете. Теперь ссылаться на это они не смогут. Более того, сотрудники аэропортов и авиакомпаний будут обязаны оказывать таким людям специальные услуги — это и сопровождение на самолет, и помощь при регистрации и прохождении досмотров, также они будут обязаны предоставлять кресла-коляски. Для этого персонал аэровокзалов будет проходить специальную подготовку.

Необходимость подобного шага назрела уже давно. Все мы помним прецеденты, когда людей с ограниченными возможностями оставляли на земле, потому что, к примеру, в уставе какой-то авиакомпании было прописано, что на один рейс они могут взять не более двух таких пассажиров. А если летит группа? И даже не если, а в тех случаях именно так оно и было. И этим людям приходилось сидеть и ждать следующих рейсов, только из-за того, что где-то в чьём-то уставе что-то там прописано… А, между прочим, среди них были и дети, и совсем пожилые люди. Сейчас же, с вступлением нового закона в силу, таких неприятностей быть уже не должно.

Ведь ни для кого не секрет, что одним их факторов, определяющих степень цивилизованности общества, является его отношение к людям, страдающим различными недугами. А таких людей очень много. И интересы их должны учитываться всегда и везде. Только вот учитываются ли? Ведь одними авиакомпаниями дело не ограничивается. Существуют и театры, и кинотеатры, и кафе, и рестораны, и торговые центры, и музеи, и далеко не все из них оборудованы специальными техническими средствами для помощи человеку с ограниченными возможностями. А если и существуют таковые, то очень часто всё зависит от доброй воли администрации – разрешат ли завезти коляску внутрь, помогут ли ее приподнять, отодвинут ли столы, чтобы позволить проехать через зал… И сколько таких случаев!

А между тем, в Конвенции ООН «О защите прав инвалидов» прописано, что инвалидам должен быть обеспечен доступ ко ВСЕМ культурным ценностям. Но, к сожалению, не всегда это выполняется. Очень часто, например, музеи делают специальную выставку для людей с ограниченными возможностями, не обеспечивая им при этом доступ к основной экспозиции. Похвально, конечно, но на самом деле, это выглядит как подачка. В Москве с этим как-то справляются, а вот в остальных городах дела обстоят куда хуже.

В некоторых старинных городах, где очень много памятников культуры и архитектуры, очень сложно вносить изменения в соответствии с интересами инвалидов - ведь, согласитесь, иногда просто невозможно приделать лифт к старинному средневековому особняку. И вот он — барьер! Получается, что полюбоваться красотой памятника люди с ограниченными возможностями могут только снаружи..

А этого быть просто не должно, тем более что сейчас наша страна встала на путь программы «Безбарьерная среда», в ходе которой для инвалидов будет делаться всё возможное и необходимое, чтобы они могли беспрепятственно попасть туда, куда они захотят. А так ли это легко - попасть? Два года назад я принимал участие в акции, которая проходила возле Российской государственной библиотеки. Известные актеры и журналисты на некоторое время пересели в кресло-коляску, чтобы понять, можно ли передвигаться на ней по городу беспрепятственно. Результат шокировал и их, и меня. Они не смогли попасть практически никуда! Ведь только когда сам оказываешься на месте таких людей, только тогда понимаешь весь ужас происходящего.

Прошло два года. Постепенно в крупных городах ситуация начала исправляться. Но, к сожалению, пока только в крупных городах... Появляются автобусы и троллейбусы с низкопольной конструкцией входа и площадкой под места для инвалидов. В Московской области, к примеру, все новые здания сейчас проектируются исключительно с учётом потребностей маломобильных групп населения. А в ближайшем будущем планируется выдавать разрешение на строительство исключительно тем застройщикам, которые заранее продумали всю необходимую социальную инфраструктуру. Многие лестницы в зданиях на пути движения человека в кресле-коляске продублированы сейчас пандусами и подъемниками. Практически на каждой стоянке автотранспортных средств выделяется не менее 10 процентов оборудованных специальными знаками и разметкой мест для парковки автомобилей инвалидов.

Но! Дело в том, что очень часто и я, и многие граждане могут наблюдать следующую картину: именно к такому месту подъезжает здоровенный детина и, невзирая на знаки и разметку, паркует свой автомобиль так, чтобы ему было удобнее дойти до места назначения. Ну, что тут скажешь? Это отдельная тема об отношении, уважении, сочувствии, понимании и т. д. Но, как говорится, свою голову таким людям не приделаешь... Одно только могу им сказать: благодарите судьбу за то, что Ваши места дальше, чем эти. Потому что, если, не дай Бог, настанет тот день, когда эти места будут предназначены для Вас, Вы будете желать пройти не только лишние 50 метров, а многие десятки километров, только чтобы эти места Вашими не были.

И все же для инвалидов сейчас делается много. Но, тем не менее, остается столько неразрешенных проблем, которым мы должны уделить особое внимание: это и трудоустройство инвалидов, и повышение эффективности образования детей с ограниченными возможностями, и проработка возможности субсидирования кредитных ставок на покупку автомобилей маломобильными группами населения, это и создание доступной среды в метрополитене. И многое-многое другое...

Но, здесь, мне бы всё-таки хотелось сделать паузу в перечислении того, что уже сделано, и что еще остается сделать и попытаться разобраться, а что такое вообще безбарьерная среда, к которой мы так стремимся. Ведь, это не только наличие в городах пандусов, плавных съездов с тротуара и специально оборудованных лифтов. Барьеры ведь на этом не заканчиваются.

И главный барьер, о котором не перестают с болью говорить люди с ограниченными возможностями — это барьер в отношении к ним. Недавно один из институтов проводил опрос среди школьников и их родителей: «Как бы вы отнеслись к тому, чтобы вместе с вами учились дети-инвалиды?» И выяснилось, что дети спокойно относятся к этой перспективе, а вот многие взрослые - категорически против. Что это? Откуда это? Простите, но в данном случае, я считаю, что люди с ограниченными возможностями и способностями – это именно эти взрослые. И ограниченность эта сидит глубоко в их головах. И это именно то, с чего нужно начинать, когда мы говорим о безбарьерной среде - устранять барьеры в головах! Ведь сколько пандусов ни построй, а если люди не научатся уважительнее относиться друг к другу, люди с ограниченными возможностями будут всё равно чувствовать себя ущербно и думать, что они не такие, как все.

Ведь давайте вспомним, как на английский язык переводится слово инвалид? - A disabled person. То есть человек с ограниченными возможностями, а invalid — это больной, неполноценный человек. Поэтому все англоязычные страны избегают этого термина «invalid». В России же термин «инвалид» прижился, но нужно всегда помнить и очень четко осознавать, что инвалиды — это не больные и неполноценные люди. Многие из них, поверьте, гораздо более активны, трудолюбивы и упорны, нежели люди, у которых никаких ограничений по здоровью нет. Просто какая-то функция в их организме выведена из строя, а это совсем не значит, что они не могут быть полноценной частью нашего общества. И желание у них есть, и собственные возможности вполне присутствуют, но перед ними рано или поздно встают те барьеры, не собственные, а общественные, которые мешают им заниматься тем, чем они заниматься могут.

Недавно я разговаривал с девушкой из Санкт-Петербурга. Так случилось, что она оказалась обездвижена вследствие серьезной аварии. Она хочет и может работать, но она вынуждена была целый год сидеть дома, потому что ее подъезд не был оснащен лифтом, а родители у нее — люди пожилые и нести ее на руках с пятого этажа просто не имеют возможности. Очень трудно себе представить, что чувствует молодая девушка, которая вполне может передвигаться по городу, но по совершенно глупой причине этого делать не может, а, вместо этого, вынуждена проводить все дни и ночи в одних и тех же стенах. А люди просто отворачиваются от нее, отмахиваются. Такому человеку ни на работу не устроиться, ни свой досуг приятно не провести. И вот на такие случаи, я считаю, нужно обращать особое внимание.

Мне очень хочется призвать всех людей, всех НЕРАВНОДУШНЫХ людей, быть более чуткими и внимательными к таким ОСОБЕННЫМ людям. Давайте попытаемся пересмотреть свое отношение к ним и устранить те психологические барьеры, которые, к сожалению, в нашем обществе еще живы.

Сергей Миронов

Источник: www.spravedlivo.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ