Архив:

Золотая рука Алексея Леканцева

Нас уже ждали. Ворота распахнулись, только мы приблизились к ним. Хозяин приветливо улыбался, пытаясь удержать ретивого пса. Эта собака заставила нас шевелиться, иначе стоять бы нам в немоте от потрясения. Без ног и левой руки - хозяин ловко "пробежался" по двору, не застрял и на ступеньках. Вот он какой, знаменитый в Шарыповском районе мастер-берестянщик Алексей Леканцев!

На свои "ноги"-протезы только рукой махнул: "Неудобные они. Надеваю только по необходимости. А так, по дому, на своих двоих передвигаюсь". Не теряя времени, Алексей взялся за изготовление берестяной солонки - без подарка, сделанного своими руками, он никого из гостей не отпускает. Точнее, сделанного одной рукой, вторая, культя выше локтя, - только как помощница: придержать кусок бересты и линейку, по которой вычерчивает будущее изделие.

Как споро у него всё получается, резец в здоровой руке только мелькает! Через полчаса он уже вручал подарок. "Если настроение хорошее и все заготовки есть, за день три набора туесков могу успеть сделать, - рассказывает, не отрываясь от рабочего стола - низенькой табуреточки. - Да вот с донышками проблема, фанеры или чурочки подходящей не осталось. Так что редко сейчас за работу берусь, хотя береста ещё есть. Я летом много заготовил".

Алексей вновь понимающе улыбается и поясняет: "Да, сам хожу в березняк. За плечо ворох закину и домой. Но поблизости уж нет хорошей бересты. Надо дальше ехать. Обещали меня свозить в березняки за Базыром. Но это уж летом". И до речки, порыбачить, добирается сам, вполне навострился, говорит, спиннинг закидывать.

За шестнадцать лет, как попал он под поезд и совсем юнцом стал инвалидом, никто от него не слышал жалоб и сетований на злую судьбу. "Да я тогда в больнице, как очнулся на следующий после аварии день, всё отплакал и всё прожил, - говорит, угадывая вопрос о способе преодоления и источнике незлобивости. - Конечно, жить не захотел, когда узнал, что ног у меня больше нет, и руки нет, да ещё и от боли сумасшедшей. Разорвал на руке бинты, шею обвязал. Ну а сестра моя, что дежурила в больнице, и медсестричка одна такой крик подняли! Я даже не предполагал, что моя старшая сестра умеет так кричать и ругаться. О-о, я много о себе тогда узнал! С той поры и живу так. Живу!!! А вот мама горя не выдержала, через два года, как это со мной случилось, умерла. Рак её скосил. Врачи так и сказали: "От пережитого стресса". Не смогла она смириться с тем, что я, её младшенький из семерых детей, таким вот стал".

Не винит Алексей никого, кроме себя, а больше ту кружку бражки, что выпил, провожая друзей в армию, и после которой, как затуманенный, оказался на рельсах. "Молодой был, дурак. Ревновал зачем-то. А ведь зря! Потому и жену потерял. У неё сейчас другая семья. Они переехали, жаль, сына редко вижу. Только на лето приезжает, ему уже двенадцать лет".

Ко времени, как стал Леканцев инвалидом, за его плечами только и было неоконченное ПТУ. Но рука, что осталась единственной работницей, по наследству оказалась золотой. Выручил и совет знакомого Александра Девятова, который показал азы берестяного ремесла. Сейчас изучает лозоплетение, на лето намечена заготовка лозы и изготовление корзин. С надеждой кивает на компьютер, который подарил ему начальник районного управления соцзащиты Владимир Алексеевич Боровков: "Как Интернет подключу, смогу больше узнать обо всём, а то вопросы возникают, а ответы получить негде".

В доме Леканцевых сейчас мужское царство, живут втроём с отцом и братом. Всё у них в порядке. Алексей в домашних делах поблажек себе не требует. Да и в комнате своей, как поработает, всё скоро убирает, инструменты по ящичкам аккуратно раскладывает. Всем входящим в их дом всегда несётся навстречу его приветливая улыбка.

Татьяна Алексеевич

Фото Валерия Заболотского

Источник: krasrab.com

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ