Архив:

Права для инвалида

В Долгопрудном людей с ограниченными возможностями возвращают к полноценной жизни

В подмосковном городе Долгопрудном работает один из двух оставшихся в России реабилитационных центров для инвалидов. Основное направление деятельности Шереметьевского РЦ - автошкола. Здесь людям с ограниченными возможностями помогают вернуть мобильность.

Раньше подобные центры были в каждом субъекте Российской Федерации. Но пришел 2005 год, а с ним и 94-й Федеральный закон, монетизация льгот и отказ признавать автомобиль средством социальной реабилитации для инвалидов. Мест, где людей с ограниченными физическими возможностями могут научить водить машину, осталось всего два на всю Россию – в Краснодарском крае и в Подмосковье, недалеко от одного из крупнейших российских аэропортов.

- Раньше это входило в гарантированные государством услуги, - рассказывает исполняющая обязанности директора Шереметьевского реабилитационного центра Ирина Чаус. - И обучение, и специализированные автомобили предоставлялись государством.

Теперь же инвалиду, желающему стать автомобилистом, нужно приобретать машину самостоятельно. Нужно ли говорить, что такая возможность есть не у всех?

- Раньше у нас группы были забиты битком, мы принимали по записи, была очередь, - продолжает Ирина.

«О нас никто не знает»

Сегодня учеников в школе не так уж и много. Правда, причина кроется отнюдь не только в законе – по мнению и.о. директора, многие просто не знают о существовании центра.

- О нас надо рассказывать, - убеждена Ирина Чаус. - Многие инвалиды просто не знают о нашем существовании, пытаются учиться в обычных автошколах. Но там нет специальных машин, ни в одной из них нет автомобилей с ручным управлением – в автошколах все сделано для здорового человека. И даже если инвалид сдаст теоретическую часть, практику у него никто не примет.

Обучение в Шереметьевском РЦ бесплатное. Единственной платной услугой здесь является стационар – он стоит 75 процентов от пенсии. Зная размер российских пенсий, нетрудно догадаться, что сумма это небольшая. Зато ученику не приходится каждый день ездить на занятия, тем более что многие из учащихся живут очень далеко.

- Я не могу каждый день ездить сюда из Смоленской области, - говорит один из учеников Константин Мякишев. - А больше я нигде такой центр не найду, а машина – это важно, она возвращает мобильность.

В центре уютно – комнаты похожи на гостиничные номера, душ и туалет специально оборудованы для людей с ограниченными возможностями, на лестнице установлен подъемник. Есть и холл с мягким диваном и телевизором, и беседка, где в хорошую погоду можно посидеть с друзьями.

На дороге все равны

Клиенты центра – люди с проблемами опорно-двигательной системы, вернее, те из них, кого признала годным врачебная комиссия. Проблемы со здоровьем у них разные, а потому и подход требуется индивидуальный.

- Кому-то удобнее автомобиль с ручным управлением, а кому-то лучше управление, адаптированное под правую рабочую ногу, - поясняет начальник гаража Вадим Смирнов. - Кому-то подушки подкладываем, кому-то специальную скамейку для ног делаем…

Словом, все, что угодно, лишь бы человеку было удобно.

- Они полноправные участники дорожного движения, - заявляет Ирина Чаус. - И они должны быть безопасны на дороге для себя и для окружающих.

А значит, у них должен быть определенный уровень знаний, подготовки, комфорта. Поблажек на дороге не будет, а потому нет их и в процессе обучения. Работают с ними обычные инструкторы.

- Поскольку сейчас не осталось таких заведений, то и специальные кадры не готовят, - комментирует Ирина. - Единственное, с нашими учениками должна работать определенная категория людей – более терпимая, более толерантная.

Мысль о том, что на дороге все равны, сотрудники центра пытаются доносить до своих учеников всеми силами. Иногда даже получаются накладки.

- Очень часто ребята не хотят вешать знак инвалида, - говорит Вадим Смирнов. - Они не хотят, чтобы их считали инвалидами, воспринимали так, показывали пальцем. Они говорят: «Я такой же, как все».

- Многих приходится уговаривать повесить знак, - добавляет Ирина. - Ручное управление все-таки более сложное. А так окружающие будут чуть внимательнее.

- Мы с одной девушкой два месяца приходили к тому, чтобы повесить знак, - рассказывает начальник гаража. - Она никак не хотела, искала какие-то постановления, доказывала, что с ее заболеванием можно не вешать знак. А потом сказала: «Слава Богу, что вы меня убедили».

Доступная среда

- 80 процентов наших учеников улучшили качество своей жизни, - подводит итог Ирина Чаус. - Автомобиль вернул им мобильность, они смогли устроиться на работу. Без машины человеку с ограниченными возможностями практически невозможно нормально жить – для инвалидов не оборудованы станции метро, платформы электричек, мосты, переезды… Словом, все. Есть, конечно, месячник «Доступная среда», но делается пока катастрофически мало.

С благодарностью в Шереметьевский РЦ постоянно приезжают бывшие ученики – рассказать, как устроилась их жизнь.

- Была у нас девушка вообще без ног, - вспоминает Вадим Смирнов. - А у нее трое детей. Вот она получила права, теперь работает на почте – курьером.

Автомобиль для многих становится средством заработка – на государственные пенсии прожить нельзя.

- Был у нас мальчик, который потерял под электричкой обе ноги, - рассказывает Ирина другую историю. - Он собирался покончить с жизнью, мама никак не могла его встряхнуть. И мы сделали исключение – взяли его на обучение до совершеннолетия – 18 ему исполнилось как раз к экзаменам. Ничего, жив-здоров, нашел работу, женился.

Таких историй тут множество. Вспоминают сотрудники центра братьев-карликов, ростом один метр пять сантиметров, которым не нравилось ездить в общественном транспорте – на них показывали пальцем. Рассказывают про парня-колясочника, женившегося на медсестре Шереметьевского РЦ. После свадьбы девушка уволилась и уехала с молодым мужем в Ногинск. Были тут и паралимпийские чемпионы, и будущие призеры ралли «Надежда». За время существования – с 14 марта 1963 года – сотрудники центра помогли найти свое место в жизни тысячам людей. Жаль только, что не всем инвалидам автомобиль по карману.

- Я думаю, наше государство придет к решению вернуть льготные автомобили для людей с ограниченными возможностями, - рассуждает Ирина. - Во всяком случае, этот вопрос постоянно поднимается во время «круглых столов», посвященных проблемам инвалидов.

Алена Калабухова

Источник: htenp-mo.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ