Архив:

Образование по способностям

Минобразования готовит стандарты образования для детей-инвалидов. Раньше программы для учеников с ограниченными возможностями составляли школы, где они учатся

Раньше программы для учеников с ограниченными возможностями составляли школы, где они учатся. Минобрнауки России к декабрю текущего года подготовит девять федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в сфере общего образования. На их основе создадут девять разновидностей школьных программ для детей с ограниченными физическими или умственными способностями. Об этом «Известиям» рассказал источник в министерстве.

Речь идет о федеральных образовательных стандартах для глухих, слабослышащих, позднооглохших детей, слепых, слабовидящих, c тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью и расстройствами «аутистического спектра». Для каждой категории будет создана своя образовательная программа. Также будут разработаны специальные стандарты для преподавателей.

Как отмечают в министерстве, группа обучающихся с ограниченными возможностями неоднородна. Поэтому требуются несколько основных образовательных программ со специфическими требованиями.

— Нужны отдельные программы для обучения и развития таких детей, ведь система образования должна быть доступной абсолютно для всех, — считают в Минобрнауки.

Планируется, что группа экспертов представит окончательный вариант стандартов на общественное обсуждение в декабре этого года. Если стандарты будут одобрены, они вступят в силу в 2014 году.

— Сейчас действительно идут серьезные разработки по данному вопросу. Нужно прежде всего определить, какие группы детей будут охвачены стандартами, — говорит директор Федерального института развития образования Александр Асмолов.

Один из авторов концепции специальных ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья, ведущий научный сотрудник Федерального института коррекционной педагогики Ольга Кукушкина пояснила «Известиям», что появление таких норм связано с принятием нового закона «Об образовании». Вступающий в силу 1 сентября 2013 года закон прямо требует наличия таких стандартов.

До сих пор содержание образовательных программ для инвалидов, как правило, устанавливали школы, в которых они обучаются.

— Детям с ограниченными возможностями не было гарантировано образование. Отказ от представления о «необучаемых детях», признание государством ценности социальной и образовательной интеграции обусловливает необходимость спецстандарта, — говорит Кукушкина. — Он призван гарантировать каждому ребенку образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушения развития, способности к освоению цензового уровня образования и вида учебного заведения.

По данным министерства, в 2011/12 учебном году в образовательных учреждениях обучалось более 443,2 тыс. детей с ограниченными возможностями, из них 239 тыс. — в общеобразовательных учреждениях (в обычных классах — 127,7 тыс., в коррекционных — 111,4 тыс.), в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях — 204,2 тыс. Кроме того, более 20 тыс. детей-инвалидов обучаются дистанционно на дому с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Комментарии:

Олег Рысев, заместитель председателя «Всероссийского общества инвалидов», российский спортсмен, стал инвалидом 1 группы в результате спинномозговой травмы:

- Я не очень понимаю, когда делают стандарты для глупых, для умных и т.д. Хотелось бы, чтобы была более четкая градация без вплетения в стандарты субъективных факторов. Например, известный факт, что аутисты хорошо ориентируются в математическом счете. Поэтому несправедливо их называть отсталыми. Аутизм – это просто заболевание.

Когда человек физически не может выполнять какие-то упражнения по физической культуре, то создание таких стандартов представляется вполне разумным. Так существует паралимпийский спорт и «обычный» спорт.

Мне просто понятна сама постановка вопроса. Я плохо представляю, зачем делить детей по умственным способностям, тем более что все понимают, что не такой проблемы «ограниченные умственные способности», а скорее вопрос в методах работы с детьми.

Я сам инвалид-колясочник. Я и первое, и второе высшее образование получал совместно со своими «обычными» сверстниками. Я тянул на экзамены такие же билеты, как и мои сокурсники.

Когда мы поднимаем такие вопросы, мы говорим прежде всего о том, как бы люди с инвалидностью были как можно полнее включены в общественные процессы. Все эти стандарты должны не разделять «обычных» людей и инвалидов, а максимально адаптировать инвалидов к обществу. Главное, чтобы образование было доступным, чтобы инвалиды могли пользоваться образовательными услугами и устраиваться в дальнейшем на работу.

Хорошим примером является США. Там люди равны изначально в своих правах, но в силу тех или иных причин они по-разному ими пользуются. Поэтому у них разница между инвалидом и здоровым человеком нивелирована на уровне социальных отношений. Например, в каждом университете есть сборная по баскетболу «обычных» ребят, а есть сборная ребят с ограниченными возможностями. А вы видели, чтобы в России в обычном университете инвалиды играли в баскетбол?

Юрий Баусов, руководитель МОО «Ассоциация молодежных инвалидных ассоциаций - АМИО»:


- Это актуальная инициатива. Есть физические ограниченность, которая позволяет людям овладеть школьными стандартами, а есть сложные умственные ограничения, которые просто не успевают за здоровыми ребятами в освоении школьной программы. Поэтому им сложно подготовиться к вступительным экзаменам. Нужно понимать, что у них есть необходимость в дополнительных условиях получения образования. В данном случае это федеральные государственные образовательные стандарты.

Для детей с умственными и психическими особенностями есть необходимость формулировать особые государственные стандарты. Они не могут овладеть в полной степени тем, что предлагается для обычных людей. Более того, после получения образования они должны быть актуальными на рынке труда, чтобы у них было право на самореализацию и свободу. Они же полноценные, только есть некоторые особенности.

Олег Панов, разработчик Федеральной Программы безопасного Интернета «Гогуль»:

- ФГОСы для детей с ограниченными способностями нужны, так как к ним нужен особый подход, который сильно отличается от подхода к здоровым детям.

Поэтому мы даже создавали браузер для детей с ограниченными возможностями. Но проблема в том, что это была частная некоммерческая инициатива, для реализации которой необходимы были деньги. Эта идея не нашла никакой поддержки ни на каких уровнях: ни на уровне Общественной палаты, ни на уровне правительства, администрации президента, ни на уровне пользователей. Средств на рекламу нет.

Да, к нам приходила такая идея, и даже есть некоторые разработки. Нам обещала партия власти поддержать проект, так как он имеет исключительную социальную направленность, должен помогать инвалидам, но партия восприняла программу как коммерческую и развернула нас. Сейчас находимся в поиске частных денег для реализации данной инициативы, потому что, действительно, дети с ограниченными возможностями нуждаются в другом программном обеспечении, как, собственно, и в других образовательных стандартах. Это вполне разумно, так как особенности их психических и физических способностей нужно учитывать в образовательном процессе.

Павел Панов

Источник: izvestia.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ