Архив:

Полоса препятствий

Почему общество невнимательно к инвалидам.

Считается, что уровень развития общества измеряется его отношением к людям с ограниченными физическими возможностями — пожилым, детям и инвалидам. Если это так, то Якутск пока только на пути к цивилизации.

Благодаря Интернету, новым технологиям, а также государственным программам поддержки и социальной реабилитации инвалидов у них появилась возможность не только активно общаться, но и работать, заниматься спортом, приносить пользу обществу, обеспечивать себя. Но все это происходит как-то туго, медленно. Само общество здоровых людей до сих пор боится инвалидов, как боится всего неизвестного. А ведь на самом деле ограничивает возможности человека не плохое здоровье, а именно среда. Инвалид-колясочник не может элементарно выйти погулять не потому, что он болен, а потому что в подъезде нет нормальных пандусов.

И хотя в последнее время мы много рапортуем о доступности нашей среды, на деле часто оказывается наоборот.

Как оснастить сердца?

Для нашей читательницы Ирины обычное путешествие в Таиланд обернулось настоящей пыткой. Обычно она не сталкивалась с проблемами перелетов в
аэропортах России: «Приезжаешь, объясняешь, что не можешь долго находиться в вертикальном положении, тебя укладывают, помогают без очереди зарегистрироваться, везут в машине к самолету или проводят, опять же без очереди, по телетрапу. А когда прилетаешь, командир корабля звонит в медпункт и просит встретить больного человека, что и делается». Но родной якутский аэровокзал неприятно удивил. «Последнее путешествие в Таиланд, которое мне подарили подруги, показало всю пропасть отношения к инвалидам там и тут. Именно отношения, потому что технически наш аэропорт оснастили по последнему слову, но как оснастить сердца людей, в которых не живет милость?» — огорчена Ирина.

Готовясь к поездке, подруги узнавали, будет ли телетрап («рукав» по-нашему) в аэропорту. На что с Ирины потребовали справку от врача, что ей не противопоказан перелет. Также ее обязали сообщить, когда и каким рейсом она полетит, и приехать в порт за 3,5 часа до вылета, то есть задолго до начала регистрации. А ведь для инвалида каждая минута дискомфорта — дополнительная боль.

Тем не менее Ирина с подругами выполнили все предписания. Однако в порту их особо никто не ждал. Более того, из-за задержки рейса ей пришлось лежать на холодной металлической скамейке в неудобном положении.

Но весь негатив как-то стерся в Бангкоке. В солнечной стране, увидев костыли якутянки, к ней тут же на помощь поспешили работники аэропорта, проводили без очереди к таможенникам, пригласили в лифт, хотя есть эскалаторы — в общем, сделали все для удобства гостьи. И все бы ничего, но ей предстояла дорога домой…

В Якутске ее предупредили: «Будете возвращаться, позвоните за сутки, скажите дату, время прилета, рейс». Недоумевая («Нигде такого нет»), подруги все же позвонили, сообщили о возвращении. Перелет дался Ирине легко: стюардессы положили ее на три сиденья. При посадке старшая бортпроводница попросила командира корабля позвонить в медпункт и попросить спецтранспорт. Затем на борту появился медик, который измерил температуру. Когда все пассажиры вышли, а спецмашина так и не подъехала, Ирине ничего не оставалось, как выйти со всеми. Ей очень не хотелось доставлять проблемы экипажу, который отнесся столь сочувственно, да и подруги заждались на морозе. Пришлось ехать со всеми в автобусе.

Но на этом мучения не закончились. Подруг привезли в аэропорт, по лабиринтам которого пришлось долго идти, преодолевая ступени. В таможенный зал, где девушки проходили паспортный контроль, набилась толпа народа, и инвалиды, семьи с детьми стояли в общей очереди, а лежать на ледяных скамейках было невозможно.

Когда перед Ириной в очереди к окошечку оставалось уже два последних пассажира, ее наконец отыскала врач, которую в свою очередь нашел встречавший Иринину подругу муж. Доктор объяснила, что хотела прислать машину, но ей сказали, что Ирина уже сама покинула самолет, а потом она ее попросту не могла найти…

Хотя поездка в Королевство Сиам состоялась еще зимой, Ирина до сих пор не понимает: зачем вся эта нервотрепка и боль, которых вполне можно было избежать?

Никто не виноват?

За разъяснениями мы обратились в аэропорт «Якутск». Директор по организации перевозок Анатолий Кочетов в первую очередь принес извинения за предоставленные неудобства и по существу претензий пояснил следующее.

Что касается телетрапа: дело в том, что в аэропорту «Якутск» телескопические трапы используются при выполнении внутрироссийских рейсов. А так как рейс КЛ №2702 прибыл напрямую из Бангкока, то самолет был установлен на специальную стоянку для международных рейсов. К сожалению, пока что терминал международных рейсов телетрапами не оснащен.

Заявка на встречу пассажира-инвалида действительно поступала. В ней было указано, что рейс прибывает в Якутск 30 января 2013 года в 3.00 ночи. Однако, поскольку данный рейс является чартерным, перевозчик имеет право перенести вылет на раннее или позднее время. Фактически лайнер Ирины произвел посадку в столице республики в 1.18 ночи. В производственную диспетчерскую, которая отвечает за своевременное информирование служб аэропорта о спецобслуживании, экипаж воздушного судна информацию о нахождении на борту инвалида не передавал. Вследствие чего медпункт не был проинформирован о фактическом прилете рейса.

С этим и связана поздняя встреча пассажирки. Как пояснил работник медпункта, к нему подошел встречающий пассажирку мужчина и сообщил, что рейс произвел посадку. Работник сразу уехал на борт воздушного судна. На борту пассажирки не оказалось. Тогда он поехал ее искать в накопителе международных рейсов, а найдя, помог в прохождении пограничного контроля.

И отвечая на вопрос, зачем надо извещать порт о своем перелете, Анатолий Петрович пояснил: для своевременного обслуживания инвалидов нужно подавать заявку не менее чем за 48 часов до вылета. Такие меры предусмотрены для заказа специализированной автомашины, чтобы снять пассажиров с борта воздушного судна, так как такие машины из-за природно-климатических условий Севера не могут долгое время находиться на улице в зимнее время.

Более того, своевременное обслуживание пассажиров зависит не только от
аэропорта, но в первую очередь от авиакомпании-перевозчика.

В общем, получается, никто не виноват? Все хотят как лучше, но на деле выходит, что страдают простые люди, которым в этой жизни и так приходится нелегко.

Дело не только в пандусах

Как считает исполняющий обязанности председателя общественной организации «Движение без барьеров» Афанасий Лаптев, в Якутии дела с доступностью для маломобильных групп населения обстоят очень плохо.

В корне неправильно ориентироваться только на инвалидов‑колясочников. Ведь есть слабовидящие, слабослышащие, слепые, глухие люди, в конце концов есть мамы с грудничками в тяжелых колясках, есть просто пожилые люди, которым трудно передвигаться. Говоря о доступной среде, почему-то эти категории выпадают из поля зрения. Худо-бедно построили пандусы и успокоились. А где яркие цветовые схемы для слабовидящих, озвученные светофоры, информационные указатели со шрифтом Брайля и многое другое, что может облегчить жизнь очень многим? Мы уже не говорим о местах для инвалидов на парковках, пандусах, угол наклона которых не должен превышать 12 градусов, и главной помехе не только инвалидов, но и мам с колясками, маленьких детей — бордюрах…

Возвращаясь к теме аэропорта, Афанасий возмущается: «Неужели я должен предупреждать всех каждый раз, когда соберусь, простите, в туалет?!» И ведь, согласитесь, с этим сложно спорить.

Как считает Лаптев, главный барьер в головах людей, причем всех, инвалидов в том числе. Афанасий уверен, что они должны выйти из своих домов, открыться миру, чтобы помочь обществу посмотреть на действительность их глазами. И только при взаимопонимании, взаимодействии и открытости мы сможем действительно изменить не только свое сознание, но и мир вокруг.

Попова Ирина

Источник: www.gazetayakutia.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ