Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Город без барьеров

Если сегодня человек с ограниченными возможностями в одиночку решит совершить прогулку, в очень многих российских городах ему навряд ли удастся уйти далеко от собственного двора. Хотя во двор из квартиры тоже еще выбраться надо. Но в цивилизованном обществе не может быть так, что одним – все, а другим – практически ничего. Эту гигантскую несправедливость по отношению к нашим согражданам кардинальным образом решили исправить в российской столице Белой олимпиады.

Как нам сообщили в Департаменте по реализации полномочий при подготовке XXII Олимпийских и XI Паралимпийских игр в Сочи, активная работа по созданию безбарьерной среды в городе началась именно в преддверии громкого спортивного события. В утвержденном еще 29 июня 2010 года городском плане мероприятий содержится целых 43 пункта, охватывающих все сферы жизнедеятельности Сочи в части создания доступной среды для инвалидов.

Всего в городе необходимо было оборудовать для людей с ограниченными возможностями в соответствии с требованиями Международного паралимпийского комитета 1801 объект. Из них на данный момент полностью готовы 622 объекта. «Мы считаем, что все наши горожане и гости независимо от того, являются они инвалидами или нет, имеют право на получение доступных путей движения для безопасного и равноправного доступа к медицинским учреждениям, транспортным узлам, жилым домам, образовательным и культурным объектам, продовольственным и непродовольственным магазинам, объектам питания, зонам отдыха и другим объектам жизнеобеспечения», – авторитетно поясняют в администрации Сочи.

На нынешний год запланировано обустройство подземных и наземных переходов для инвалидов, установка новых остановочных павильонов, оборудование остановок общественного транспорта информационными табло и системой «Говорящий город». Будет построено десять спортивных и спортивно-игровых площадок, приспособленных для людей с ограниченными возможностями, установлено 28 информационных терминалов, завершены мероприятия по оборудованию банкоматов. Аудиогидами будут оснащены учреждения культуры и туристические объекты. Помимо администрации города и общественных организаций непосредственное участие в создании безбарьерной среды для инвалидов принимают Оргкомитет «Сочи 2014», «Транспортная дирекция Олимпийских игр», Паралимпийский комитет России, администрация Краснодарского края и ГК «Олимпстрой».

Уже сегодня в самом городе и на близлежащих территориях большое количество магазинов, больниц, административных и образовательных учреждений, заведений культуры и спорта, парков, скверов, рынков признаны полностью доступными для инвалидов. В интернете, кстати, можно найти две интерактивные карты Сочи, на которых специально отмечены места, где работает принцип безбарьерной среды.

Первым проектом – «Карта доступности» – занимается Орг­комитет «Сочи 2014». Но надо иметь в виду, что эта карта содержит информацию не только об олимпийском Сочи, но и еще о 183 городах России. Запуск интернет-портала состоялся 23 октября 2012 года, когда начался обратный отсчет последних 500 дней до старта Паралимпийских игр в Сочи. Уникальность проекта в том, что впервые «Карта доступности» составляется на основании данных, поступивших непосредственно от жителей российских городов. Организаторами проекта поощряется предоставление фотосвидетельств о наличии на объекте элементов безбарьерной среды и максимально подробное описание самого места. В развитии и поддержке карты принимают активное участие 26 волонтерских центров «Сочи 2014».

Второй проект – «Сочи без барьеров» – реализуется по инициативе и при поддержке Департамента по реализации полномочий при подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года администрации города Сочи. По словам Александра Карандина, заместителя главы города, новый проект призван помогать людям с ограниченными возможностями находить места, где им удобно и комфортно отдыхать, заниматься спортом, учиться и просто проводить время с интересом.

Сегодня на этой интерактивной карте отмечено 1796 объектов. Зеленым цветом показаны доступные объекты. Желтым цветом обозначены объекты, которые изначально предполагались как «объекты отдельной категории доступности» (не для всех групп инвалидов. – «Известия»). На карте можно просмотреть все объекты сразу или выбрать конкретную категорию (например, автобусные остановки или объекты культуры). Всего в проекте обозначены 24 категории различных мест, признанных пригодными для инвалидов. «Все, что делается в рамках «Безбарьерной среды», предназначено не только для людей в колясках или незрячих. Это – и для мам с колясками, стариков, да и для всего общества. Олимпиада приносит в город новый уровень жизни. Мне бы хотелось, чтобы сюда приехали представители всех 83 регионов России, изучили эту масштабную работу и сделали то же самое в своих городах», – неслучайно заявил президент Международного паралимпийского комитета сэр Филипп Крэйвен во время инспекции сочинских олимпийских объектов.

В Сочи существенно модернизирован и городской транспорт. В настоящее время на маршрутах города работают 108 автобусов, приспособленных для переезда людей с ограниченными возможностями. Автобусы обладают механическими пологими подъемами с низким полом, рампой для инвалидов у средней двери автобуса и местами для крепления инвалидных колясок. Специальную подготовку по перевозке «особых» пассажиров прошли водители общественного транспорта. В частности, с ними проведен инструктаж по методике посадки и высадки инвалидов. Отдельно будут оборудованы парковки для автомобилистов с ограниченными возможностями. Предусмотрено, что на всех автостоянках около учреждений не менее 10% мест должно быть отведено для транспорта инвалидов. Эти места будут размещаться не далее чем в 50 м от входа на стоянку и обозначаться специальными знаками.

Алексей Ашапатов, паралимпийский чемпион по метанию ядра, отмечает, что транспорт в городе на самом деле стал намного комфортнее. Он считает, что с появлением специальных автобусов инвалидам стало намного удобнее передвигаться. «В городе кое-где еще остались небольшие препятствия: бордюры, заезды в некоторые помещения. Но работа в Сочи идет очень серьезная, и, думаю, к моменту начала Игр все препятствия на пути к комфортному перемещению по городу для людей с ограниченными возможностями будут преодолены», – уверен чемпион. Более того, он тоже надеется, что другие российские города обязательно учтут опыт Сочи.

Стоит напомнить, что федеральная программа «Доступная среда» реализуется не только в олимпийском Сочи. На 2011–2015 годы объем финансирования «Безбарьерной среды» по стране составляет 49,227 млрд рублей. Олег Рысев, заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов, тем не менее считает, что, для того чтобы инвалиды и люди с ограниченными возможностями комфортно чувствовали себя в городе, изменить предстоит очень много. «Но нужно понимать, что все и сразу сделать невозможно», – комментирует ситуацию Рысев. Но настроен он оптимистично и подтверждает, что сегодня в Сочи идет активная работа, которая позволит инвалидам свободно перемещаться по городу.

По данным статистики, в Сочи проживает более 32 тыс. людей с ограниченными возможностями. Понятное дело, что на время Олимпиады и Паралимпиады за счет гостей и участников эта цифра увеличится. Для обеспечения их нормальной жизнедеятельности отделом организации реабилитации инвалидов Департамента социальной защиты населения Краснодарского края разработан свод требований к объектам повседневного пользования. Например, в любом здании в городе должен быть как минимум один вход, доступный для инвалидов, оборудованный пандусом или другим устройством, обеспечивающим возможность подъема на уровень входа в здание. По существующим правилам, ширина ступеней для наружных лестниц должна быть не менее 40 см, а высота подъема ступеней – не более 12 см. Должны быть поручни вдоль обеих сторон всех лестниц на высоте полутора метров. Для удобного передвижения людей с проблемами зрения вверху и внизу лестницы должна быть контрастная окраска перед первой и последней ступенями, перед лестничным маршем обязательна рельефная тактильная полоса. Во всех общественных зданиях с большой посещаемостью людей оборудуются туалеты с кабинами для инвалидов.

Для всех объектов в Сочи разработана система информирования, которая включает в себя визуальную, звуковую и тактильную информацию. Для людей с проблемами слуха информация будет дублироваться на световых текстовых табло, а люди с проблемами зрения смогут получить сведения с помощью рельефных знаков, размещенных рядом с дверью со стороны дверной ручки. Павел Жестовский, директор сочинского филиала Всероссийского общества инвалидов, отмечает, что благодаря всем проведенным мероприятиям Сочи изменился не просто сильно, а кардинально. «В народе такая разница называется «земля и небо»! – восторгается Жестовский. – Мы тоже активно помогаем в создании безбарьерной среды. У нас есть специальная комиссия, которая занимается проверкой объектов на доступность. В филиал обращаются частные предприниматели, мы объясняем им, чем конкретно они могут помочь. Сейчас работа идет, не то что раньше! Намерения создать «город, удобный для инвалидов», были еще в середине 90‑х, но основательно этим вопросом занялись только после того, как стало точно известно об Олимпиаде».

Понятно, что в преддверии Олимпийских игр работа в городе кипит. К концу этого года все будет готово для приема спортсменов. Последние месяцы – самые напряженные, но уже сейчас понятно, что Сочи станет гордостью России. Гордостью не только благодаря громким победам российских спортсменов, но и за счет комфорта и качества обслуживания участников и гостей Олимпиады. В том числе и людей с ограниченными возможностями.

В Сочи к Олимпийским и Паралимпийским играм строится почти 2 тыс. объектов, призванных помочь людям с ограниченными возможностями. Реально ли создание подобной безбарьерной среды и в других регионах России?

Михаил Терентьев, заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов:

– Если говорить о России в целом, то сомнения есть. Власти не всегда понимают, что в их городе или поселке живут еще и инвалиды, которым тяжело преодолевать преграды, возникающие порой сразу за дверью квартиры. Но есть регионы, в которых губернаторы оценивают безбарьерную среду как наиболее важную составляющую создания комфортной жизни для всего населения. Например, Ханты-Мансийск, Московская область, Ульяновская область. Минтруда отобрало около 70 регионов, где разработана программа по безбарьерной среде, что вселяет оптимизм.

Но когда на практике встречаешься с людьми с ограниченными возможностями, то понимаешь, что все зависит не только от принципиальной позиции руководства, но и от того, что к выполнению требований законодательства иногда подходят формально. По документам проходит, что пандус сдан, но по факту видишь, что устанавливающие его люди не понимали, почему и для кого это делали. Необходимо опираться на законодательство и требовать от застройщиков стопроцентной доступности зданий и сооружений вне зависимости от их назначения. Везде необходимо осознание того, что безбарьерная среда важна для того, чтобы многотысячная армия инвалидов почувствовала себя полноценной частью общества, стала потенциалом для экономического роста страны. Подчеркну: если человек с инвалидностью почувствует хотя бы минимальную поддержку со стороны общества, отдача от его внутренней энергии нередко будет многократно превосходить ту, что есть у здорового человека. Я видел это собственными глазами.

Многие инвалиды сейчас получают хорошее образование. Но в родных городах, где ни жилье, ни инфраструктура зачастую не приспособлены для них, наши сограждане не всегда имеют возможность реализовать себя. И мои сомнения связаны не с тем, что я не верю, что эта среда появится повсеместно, а с тем, что процесс идет медленно.

Георгий Безбородов, руководитель проекта «Карта доступности Barierov.net»:

– Совершенно реально. Намного проще сразу проектировать и строить среду доступной, чем приспосабливать. Это удобно всем, не только инвалидам: мамам с колясками, бабушкам с сумками-тележками, роллерам, велосипедистам, скейтбордистам. Кроме того, намного удобнее доставить шкаф из магазина или гипсокартон для ремонта. Безбарьерная среда – это когда вы можете из прихожей доехать до магазина на велосипеде. Конечно, сделать доступными вообще все уже построенные объекты по всей стране крайне дорого. Как показывает практика, достаточно оборудовать несколько тысяч объектов в каждом городе, чтобы у людей с ограниченными возможностями был выбор пусть не из всех, но из множества магазинов, ресторанов, кинотеатров. И город станет пусть не полностью, но доступен для них при условии, что обязательно оборудованы точки, которых невозможно избежать: городской транспорт, государственные учреждения, дома, где живут люди с ограниченной подвижностью. Такие объекты легко пересчитать, их можно и нужно сделать доступными.

Александр Ездов, директор Центра образования «Технологии обучения»:

– Безусловно. В том, что касается городской структуры, есть два аспекта. Первый довольно прост: требуются деньги для того, чтобы сделать пандусы, указатели, таблички. Второй аспект – более сложный, он касается ментальности. Чтобы жители на улице принимали людей с ограниченными возможностями и относились к ним особенным образом, не нарушая при этом их прав и не оскорбляя их своим поведением. Решать эту проблему нужно одновременно. Мне кажется, сейчас много делается для того, чтобы решить первый аспект: строят пандусы, устанавливают звенящие светофоры, кладут плитку, указывающую направление движения. Объемы зависят от того, на сколько хватит денег. Вопросом выравнивания ментальной среды, по-моему, занимаются не так активно. А внимания этот аспект требует отнюдь не меньше. Например, как разговаривать с человеком-колясочником? Он перед вами сидит, а вы стоите. Правильно было бы к такому человеку нагнуться и сделать так, чтобы ваши глаза находились примерно на одном уровне. А как помочь перейти дорогу незрячему человеку, не напугав его и не оскорбив? Вообще нужно понимать, какие есть нужды у людей, находящихся около нас. Но это проблема гуманистическая, требующая учета определенной специфики, связанной с отношениями между людьми.

Денис Роза, директор РООИ «Перспектива» и фонда «Лучшие друзья»:

– Очень часто люди просто не понимают, что значит создать необходимые условия, как правильно оборудовать эту безбарьерную среду. Очень жалко тратить деньги на неправильно установленные объекты. Поэтому в Москве есть специальные инспекторы, которые проверяют правильность установки объектов. Но проблема в том, что иногда выявленные нарушения просто не исправляют. Считаю, нужно больше рычагов в законодательстве.

Недавно посмотрела карты доступности. В некоторых городах всего одна точка обозначена, а в Омске, что меня удивило, очень много объектов. Все это показывает, что ситуация меняется. И еще важно учитывать потребности всех людей с ограниченными возможностями, а не только тех, кто на коляске. Есть и люди с нарушением развития, для которых нужны специальные указатели, и люди слабовидящие, которым нужны более крупные надписи, информация. Поэтому очень важно внедрить универсальный дизайн для удовлетворения потребностей всех групп людей с инвалидностью.

P. S. Несмотря на наличие отрицательных ответов в соцсетях, в личных беседах никто из опрошенных не посчитал нереальным создание доступной среды в регионах России.

Кристина Зайцева

Источник: izvestia.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ