Архив:

Недетская жизнь на отшибе

Известный своими конфликтами Павловский интернат посетила большая делегация священнослужителей и чиновников. К сожалению, почетные гости заглянули не в каждую комнату. Корреспондент «БалтИнфо» выяснял, в каких шкафах Павловского интерната до сих пор «прячутся скелеты».

Павловский интернат, стены которого не так давно сотрясали скандалы федерального масштаба, сегодня ищет поддержки у церкви. В интернат наведалась делегация от московской епархии, а также священнослужители из Петербурга. Обсуждая церковный подход к заботе об инвалидах, представители РПЦ обошли несколько корпусов с больными детьми. На незнакомых мужчин в длинных черных одеяниях воспитанники ДДИ №4 смотрели с удивлением, но крест на груди батюшки целовали безропотно. А вдруг поможет?

Каждый ребенок здесь – со многочисленными отклонениями в развитии. Кто-то может месяцами не вставать с кровати и пустым взглядом смотреть в потолок. Таких детей нужно по несколько раз в день переворачивать и делать им массаж. Но нянечки жалуются – индивидуального подхода к детям в этих стенах нет.

«Вы посмотрите на нее, - говорит воспитательница, показывая на восьмилетнюю Сашу, - она вся трясется без остановки. Ей в школу нужно ходить, а она скрюченная, как сморчок, никому не нужная. Ей хотя бы два раза в день делать массаж - и она выправится, тело вытянется. Но никто этим не занимается. Нужное количество памперсов закупили, «галочку» поставили и ладно», - рассказывается одна из нянечек в четвертом корпусе, где лежат «тяжелые» детки.

Она же поведала корреспонденту «БалтИнфо» о «несправедливом», по ее мнению, распределении зарплат внутри Павловского интерната.

«Есть педагоги, которые получают огромные деньги за занятия с ребенком. В рамках этих занятий они должны развивать нашего воспитанника и психологически, и умственно, и физически. Но на деле это выглядит так: пришел с ребенком в специальную комнату, прилег, его рядом положил и благополучно проспал все отведенное на учебу время. То есть по факту ничем не занимаясь».

В среднем на 10 воспитанников приходится одна нянечка. Конечно, есть еще и волонтеры. С последними, кстати, работа налаживается, двери интерната теперь для них открыты. Необходимо только собрать нужные медицинские справки и получить пропуск на территорию. От благотворительного фонда «Перспективы» в Павловском интернате работают 12 волонтеров. Девушки сетуют на то, что необходимо еще хотя бы четыре человека. Но работа тут не самая легкая, и деньги за нее платят «смешные». Для такой работы нужно быть альтруистом в полном смысле этого слова, признаются волонтеры. Им было бы проще, если бы родители хотя бы половины воспитанников «имели совесть».

«Ведь практически у всех этих ребят есть мамы и папы. Но немногие родители регулярно их навещают. Будь у них дома специальное оборудование и возможность ухаживать за своими детьми, они бы забрали их домой. Но таких единицы. В большинстве своем, если взрослые сдают ребенка в интернат, то потом месяцами или годами могут не появляться», - отметила волонтер Наталья Князева.

ДДИ №4 был построен в 60-е годы прошлого века. Место «на отшибе», вдали от транспортных магистралей и остановок общественного транспорта выбрано не случайно. Именно такова была политика советской власти, согласно которой дети–инвалиды с тяжелыми пороками развития должны быть скрыты за забором подальше от людских глаз. В настоящее время здесь на огромной территории располагается 4 корпуса, в которых проживают 398 человек. Детские площадки, красивые кустарники, дорожки в тени деревьев – все это напоминает скорее хороший санаторий, чем интернат, ставший для кого-то больницей или тюрьмой. Директор учреждения Андрей Алексеенко мечтает построить для ребят бассейн ( воспитанников перестали возить на занятия в городские бассейны – слишком дорого). Алексеенко придирчиво осматривает свободные «клочки» земли – тут пролегают коммуникации, тут места не хватит… Но вроде бы площадка нашлась, возможно, в ближайшем будущем у Павловского интерната будет свой бассейн. А пока ограничиваются ремонтом в корпусах. И тут тоже встает проблема индивидуального подхода. Оборудовать обычную ванную комнату иногда оказывается сложнее, чем построить атомную электростанцию.

«Допустим, согласно техническому заданию, нам нужно установить десять раковин. Но наши воспитанники настолько индивидуальны, что всем нужны раковины на разном уровне. И мы сталкиваемся с тем, что осуществить это практически невозможно в силу различных бюрократических трудностей. В итоге раковины устанавливают на одну высоту, и половина из них почти не востребованы», - рассказывают сотрудники ДДИ №4.

Впрочем, намного лучше, когда раковины есть, чем, когда их нет вовсе. На крыльце перед каждым зданием стоит с десяток инвалидных колясок, детские сани. Внутри корпусов кто-то учится работать ручками, передвигаясь на специальных ползунках. Персонал уверяет, что с техническим оснащением проблем нет. Тут вам и пандусы, и оборудованные комнаты для релаксации, и шкафы, под завязку набитые одеждой для воспитанников. Только вот вместить в себя Павловский интернат может гораздо меньше детей, чем того требует суровая реальность.

«Было время, когда Павловский интернат был переполнен. По нормативам этого допускать нельзя. С тех пор детей, нуждающихся в проживании в учреждении подобного типа, меньше не стало. Их пытаются распределять по другим интернатам, но все равно проблема остается. Сейчас в Ушково строится дополнительный корпус ДДИ №4, куда смогут заселить около 100 детей», - рассказали корреспонденту «БалтИнфо» в комитете по социальной политике Петербурга.

И напоследок немного статистики: с 2000 по 2013 годы на воспитание в приемные семьи из Павловского интерната было передано лишь пять детей. Трое – за рубеж и двое – в российские семьи. С 2008 по 2013 год 15 детишек вернулись из ДДИ №4 в свои родные семьи.

Для всех остальных Павловский интернат был, есть и навсегда останется единственным приютом.

Оксана Голос

Источник: www.baltinfo.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ