Архив:

Инвалиды дожили до понедельника

Среда обитания станет доступной позже

Как часто на городских улицах нам встречаются инвалиды-колясочники? Едва ли вообще встречаются. А между тем в Красноярском крае их проживает 2840 человек. В последние годы о доступности среды обитания для них, о необходимости ее обеспечивать законодатели и чиновники говорят все чаще. И в стране, и в регионе действуют соответствующие социальные программы. Корреспондент «МК» решил выяснить, стало ли инвалидам жить легче. Если нет - почему? И какие пути решения проблемы существуют?

Из своих 56 лет Евгений Лукин провел в коляске 34. По его словам, только последние восемь лет поддержка государством таких, как он, стала «слегка ощущаться». «Просто раньше вообще ничего не делалось, - говорит Лукин. - По местным программам, которые существуют в помощь инвалидам, чиновники распоряжаются бюджетом, как им бог на душу положит. Шлепают эти пандусы по разным местам городов, чтобы отчитаться перед вышестоящими властями. Сами бы они попробовали вскарабкаться на эти сооружения. На «Космосе», к примеру, обратите внимание, как для колясочников организован пешеходный тоннель - это убожество, где не проехать без пары сопровождающих. Или мост через Качу в районе мединститута… Даже тот пандус, который оборудовали при въезде в краевую администрацию, потратив 16 миллионов, - на него и то забраться трудно, не говоря о прочих».

В 2011 году на финансирование долгосрочной целевой программы «Доступная среда для инвалидов», рассчитанной на три года, из краевого бюджета выделили 270 млн рублей. Из них на пандусы – 26 млн 215 тысяч. В результате в разных учреждениях края появилось 25 пандусов.

Впрочем, одноименная федеральная программа, рассчитанная на два года дольше, не дала и того. К примеру, до сей поры местному образованию от нее вообще ничего не доставалось.

«Мы три года подавали заявку на участие в программе в Минобрнауки РФ, - говорит начальник отдела специального образования и воспитания министерства образования и науки края Мария Шуранова, - но нас не согласовывали, учитывая высокую долю обеспеченности края. В 2013-м по ней нам все же должны выделить около шести миллионов рублей. Но на установку пандусов будет потрачена только часть суммы». Остальные деньги, как и 249 краевых миллионов, пойдут на комплекс мероприятий: закупку спортивного инвентаря для занятий инвалидов физкультурой, организацию социального такси и автошколы, оснащение ИЗО и швейных студий при центрах социального обслуживания.

«Средства на инвалидов выделяются и без всяких программ, - уточняет Шуранова. - Например, из краевого бюджета на установку пандусов в 14 учреждениях Минусинска, Ачинска и Зеленогорска выделено четыре миллиона рублей». Иной раз «подбрасывает» на пандусы и краевое министерство спорта, но не с русским размахом – 400 тысяч рублей за три года реализации программы «От массовости к мастерству».

Убирает «барьеры» для инвалидов, устанавливая пандусы, и муниципалитет. По программе «Развитие доступной городской среды для маломобильных групп населения Красноярска на 2011-2014 годы» столица края обзавелась 32 пандусами, в общей сложности на 35,9 млн рублей.

В общем, где-то установка пандусов стала областью ответственности города, где-то края, а где и федерация раскошелилась. В одном месте эти сооружения появились на средства минсоцполитики, в другом об этом позаботилось минобразования, а в третьем - минспорта… Как обычно, когда реализующих субъектов много, спросить о проделанном не с кого. «У нас никто не отвечает за эту программу. Почему-то все обращаются к нам, считая, что министерство соцполитики ведает всем, - говорит помощник министра социальной политики края Леся Заплетняк. - По сути, в законодательстве нет ответственного. В ответе все понемножку… и даже строители, к примеру».

Видимо, от этого появляется ощущение, что пандусы устанавливаются несколько спорадически, без особого обоснования мест их появления, бессистемно. «Я задал вопрос начальнику управления образования (Канска – «МК»): сколько у нас в школах города учится инвалидов-колясочников? - говорит экс-депутат горсовета Канска, предприниматель Владимир Макаров. - В ответ услышал, что ни одного. Тогда кто мне объяснит, зачем администрация потратила более семи миллионов рублей на устройство пандусов в школах города? Налицо - формальный бюрократический подход к трате бюджетных денег». На такое обвинение глава города Надежда Качан заметила, что у нее тоже были сомнения по поводу эффективности подобного использования федеральных денег. «Изначально я предлагала установить пандус только в одной школе, а на остальные деньги купить автомобиль, чтобы доставлять детей-инвалидов из разных районов в эту школу, - говорит мэр. - Но каково будет колясочнику, если его станут возить на другой конец города? Доступной среда должна быть везде. Когда у нас проходил видеофестиваль, мне было так стыдно, что один из его гостей, американец-колясочник, не смог подняться на сцену нашего горДК - на руках заносили. Поэтому не надо считать деньги в чужом кармане. Федерация посчитала важным сделать среду доступной. Надо исполнять».

Ситуация складывается парадоксально-циничная. Согласитесь, довольно странно давать инвалиду возможность заезжать только на первый этаж школы, в то время как внутри здания ребенок все равно дальше ближайшей лестницы или двери не продвинется. «Не все сразу, - говорит на наше замечание Качан. - Миллиарды с неба не валятся. Следующим этапом на пути к «безбарьерной среде» станут раздвижные двери. Кабинеты для инвалидов будут организованы на первом этаже. Где нет кабинетов - про лифты будем думать. Хотя, не спорю, это решение законодателей можно критиковать. У нас сегодня не столько колясочников, чтобы мы на каждой школе поставили по пандусу. С другой стороны, пандус стоит 132 тысячи рублей. Как бывший директор школы я знаю, что это не цена вопроса для образовательного учреждения, где смета на зарплаты учителям может доходить до 38 млн рублей. Сейчас у меня есть предписание прокуратуры - оборудовать низким бордюром для удобства колясочников все остановки. Этим летом для меня это будет первостепенной задачей».

Кстати, в Канске уже есть школы, которые заколотили въезд на пандусы досками, – как говорят горожане, из-за травмоопасности. По слухам, несколько детей, катаясь на сооружениях, получили травмы.

***

В Красноярске сегодня обучаются 736 детей с ограниченными возможностями здоровья. 240 из них – на дому. Остальные посещают школы, но пандусы устанавливаются не во всех общеобразовательных учреждениях. «Надо отдать должное, - говорит Мария Шуранова, - прокуратура, которая следит за исполнением требования закона обеспечить инвалидам доступную среду, идет нам на уступки, когда мы поясняем, что в каком-то конкретном случае для улучшения качества жизни инвалидов целесообразнее проделать какие-то другие мероприятия, нежели установить пандусы, которыми никто не будет пользоваться».

Между тем проблема «доступности среды для инвалидов» (формулировка, придуманная федеральными государственными мужами для определения заботы о физически обделенных людях) не ограничивается установкой пандусов в соцучреждениях и некими мероприятиями. То, на что сейчас в государстве тратятся миллиарды рублей, для многих инвалидов вообще не имеет значения. Дело в том, что большинство из них годами не выбирается из жилищ.

75-летний Михаил Михайлов не покидал стен своей квартиры уже год: «Живу на первом этаже. Смотрю на землю - рядом, а не достать. Я уже 50 лет на инвалидности. Сижу в заточении. Чтобы выйти на улицу, приходится прохожих просить. Устал от этого унижения. Пандус у нас в подъезде без дополнительной реконструкции установить невозможно, потому что очень крутой спуск получится. Несколько раз к депутатам ЗС края обращался, к Волоткевич, Добровольской. Мои обращения они переадресовывали в минсоцполитики, откуда приходили письма, аналогичные тем, что я получал уже не раз. Мол, действуют такие-то программы, в рамках которых якобы делается многое. Но все не для меня. Мне предлагают переносные пандусы, с которых я не могу спуститься самостоятельно. Они представляют собой две телескопические ленты по 15 кг каждая. Моя пожилая жена не в силах носить их туда-обратно». Единственным выходом для себя Михаил Николаевич считает подъемник на электродвигателях, шагающий по ступенькам. Цена вопроса - 150-200 тысяч. «Строить пандусы не дешевле, - замечает пенсионер. - Одна только проектная документация около 100 тысяч обходится. Но мне отказали и чиновники, и депутаты. Добровольская сказала: «Дорого. Если вам найдем финансы, то всем захочется».

Помнится, прошлым летом большой резонанс получила история инвалида-колясочника Алевтины Ланчуковой, которая вывесила на своем балконе баннер с надписью «Хочу пандус», обращенной к мэру. До этого женщина неоднократно взывала о помощи к районным чиновникам. Те обещали, но хода делу не давали. Установка пандуса в этом подъезде тоже была связана с трудностями из-за высокого спуска у подъездов. Но протестная акция инвалида подействовала. Во всем доме перепроектировали крылечки и установили пандусы. Проблема, решения которой пришлось ждать годами, исчезла за считанные дни.

Выходит, чтобы обратить на себя внимание, инвалидам остается только идти на крайние меры? «Об их проблемах должны знать не с привлечения СМИ, - отвечает на вопрос «МК» заместитель главы Красноярска - руководитель департамента социальной политики Владимир Упатов.- Для начала инвалиду следует выйти на управляющую компанию - структуру, которая отвечает за установку пандуса. Этот вопрос УК должна решать совместно с департаментом городского хозяйства, в том числе за счет средств бюджета города. Но, к примеру, в пятиэтажной «хрущевке» физически невозможно ни установить лифт, ни прокинуть пандус. Для этого у нас есть система социальной помощи. Если человеку нужно куда-то выйти, он может связаться с центром социальной помощи или отделением соцзащиты в районе и сказать, куда ему необходимо добраться. В городе действует специализированное такси для инвалидов. Есть сотрудники, которые могут помочь человеку спуститься с лестницы. Ответственность за инвалидов никто с себя не снимает. Работа ведется, понятно, что не совсем в том объеме и теми темпами, как хотелось бы… Мы ограничены в финансовых возможностях. Темпы в этом направлении будем наращивать».

Но, наверное, проблема не только в финансах. Депутаты измышляют уйму законов в помощь инвалидам, но большей частью акты эти непродуманные и сырые, что влечет за собой миллиарды не всегда рациональных трат.

Юлия Рядчикова

Источник: kras.mk.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ