Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Не надо уколов, дайте чуда!

Согласно недавнему опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, каждый четвертый россиянин регулярно принимает биологически активные добавки (БАДы) либо иные лекарственные препараты с недоказанной эффективностью. Известны случаи, когда семьи тратят десятки тысяч рублей на «чудодейственный» курс лечения из комплекса биодобавок, причем приобретая их с рук. И в то же время жалеют денег на то, чтобы обратиться к высококвалифицированным платным медицинским специалистам.

За последние десять лет российский рынок биологически активных добавок (БАДов) вырос в 15 раз — с 1,3 млрд рублей в 2002 году до 20,3 млрд рублей в 2012-м, приводит газета «Новые известия» данные аналитической компании DSM Group. Причем увеличение объемов было достигнуто не за счет роста цены упаковки, а за счет роста продаж в натуральном исчислении. В результате этот сегмент оказался самым привлекательным на фармацевтическом рынке страны, констатируют эксперты. Кстати, примерно такой же многомиллиардный рынок и у российских магов и целителей.

— Почему люди идут к так называемым «целителям» или покупают БАДы? Человеку свойственно заниматься самообманом, — считает врач березниковской станции скорой помощи Дмитрий Симанов. — Люди хотят найти легкий (и соответственно, неэффективный) путь к избавлению от болезни. И мошенники этим активно пользуются. Настоящий врач, независимо от того, платный он ведет прием или бесплатный, не будет внушать напрасные надежды, не будет гарантировать излечения. Собственно, в этом и причина.

Популярность БАДов не в последнюю очередь связана с тем, что они продаются под видом суперлекарств по вполне демократичным (иногда) ценам. Проще говоря, это паразитирование на медицинской безграмотности населения, помноженной на традиционное российское ожидание «халявы» и на грустное состояние здравоохранения. Ну, как тут устоять, если ты месяцами не можешь попасть к нужному врачу, а соседка говорит, что ее троюродная сестра от того же вылечилась дешево и сердито? Или недешево, но ведь «помогло»!

В начале февраля текущего года в Москве была задержана преступная группа, торговавшая БАДами под видом лекарств. Общий размер ущерба, причиненного аферистами гражданам, большую часть которых составляли пенсионеры, инвалиды и ветераны, оценивается примерно в 50 миллионов рублей, передает MED Портал. Четверо граждан России и Украины размещали в СМИ рекламу о деятельности несуществующего медицинского центра, указывая при этом только контактные телефоны. Как правило, по данным телефонам звонили пожилые люди. В ходе разговора мошенники убеждали доверчивых пенсионеров в том, что у тех имеются серьезные заболевания, после чего предлагали напуганным гражданам купить «новейшие зарубежные препараты», которыми на деле были простые БАДы. При этом приобретать эти БАДы пожилым клиентам приходилось по ценам, намного превышающим рыночные. Однако и после этого злоключения пенсионеров не заканчивались. Убедившись, что очередной клиент заметил, что «новейший зарубежный препарат» ему не помогает и что он перестал приобретать новые порции, мошенники снова звонили ему и на сей раз представлялись работниками правоохранительных органов. Они говорили пенсионеру о том, что он стал жертвой злоумышленников и теперь ему полагается компенсация. Однако для получения денег бывшему клиенту предлагалось оплатить некие пошлины. Как правило, пожилые люди безропотно отдавали деньги.

В 2012 году реклама добавок, медицинских услуг и лекарств оказалась на втором (после финансовых слуг) месте по количеству нарушений законодательства о рекламе. Между тем опасность такой рекламы состоит не только в негативном воздействии на легковерных и внушаемых граждан.

Мало кто задумывается о смысле надписи «Не является лекарством», которой обязаны сопровождаться все рекламные объявления, сюжеты и инструкции к якобы целебным пилюлям, эликсирам и бальзамам. А это означает, что они не прошли обязательных для лекарственных препаратов процедур клинических и доклинических испытаний, проверок на достижение клинического результата. Для регистрации БАДов сейчас достаточно гигиенического и токсилогического испытания. Кроме того, для лекарств обязательно точное указание области применения, а в случае с БАДами вполне можно обойтись общими рекомендациями.

БАДы сейчас регистрирует Роспотребнадзор, а лекарства регистрирует Минздрав. В конце января этого года против такого порядка выступила Феденая антимонопольная служба.

«Мы будем предлагать, чтобы и БАДы, и лекарственные препараты регистрировались по одной процедуре», — заявил заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров.

«Мы не можем быть уверены, что кто-то, не пройдя всю процедуру регистрации лекарственных препаратов, не зарегистрировал его как БАД, и не факт, что в линейке БАДов не присутствуют лекарственные препараты с неподтвержденным действием», — объясняет инициативу Кашеваров. К тому же на рынке БАДов и лекарств появилось 15-17 препаратов, похожих до степени смешения понятий и вводящие в заблуждение покупателей, отметил Кашеваров. Есть лекарство «глицин» и добавка «глицин форте», в обоих действующее вещество — определенная аминокислота. Есть лекарство для похудения «Редуксин» и биологически активная добавка «Редуксин лайт». Данные опроса ВЦИОМ свидетельствуют, что обычные люди зачастую не отличают одного от другого.

В настоящий момент ФАС намерена внести поправки к закону «О рекламе», запрещающие рекламу БАДов без указания на то, что они не являются лекарственными средствами.

Правительство РФ пошло еще дальше: 14 марта 2013 года федеральный орган поручил Минздраву, Федеральной антимонопольной службе и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти проработать вопрос о целесообразности полного запрещения рекламы БАДов. Предложения должны быть представлены в Кабинет министров 20 мая 2013 года. На прошлой неделе директор департамента министерства здравоохранения Елена Максимкина сообщила, что поддерживает предложение полного запрета. По ее мнению, которое приводит РИА Новости: такая мера необходима, поскольку масштаб проблем, вызванных подобной рекламой, становится все более серьезен. Люди слишком активно занимаются самолечением. Из-за этого бесконтрольного процесса весь мир стоит на пороге борьбы с лекарственно-устойчивыми формами вирусов.

Галина Гусева

Источник: www.beriki.ru