Архив:

Видеть мир на ощупь

Почему-то мы привыкли к мысли, что людей, физически немного отличающихся от «стандарта», нужно жалеть, мол, они обделены судьбой. Про Сергея Москвина не скажешь «обделен». Напротив, он наделен такой внутренней силой, таким жизнелюбием, в нем столько позитива, что нам, так называемо «не обделенным», стоило бы равняться на него.

За толстыми линзами

Глаза Сергея, спрятанные за толстыми линзами очков, кажутся непомерно большими и глубокими. Но в них – ни тучки, ни облачка, зато столько доброжелательности… И смотрят они прямо в глаза собеседника так, что берут сомнения – не ошиблись ли работники центра занятости Северного района Орла, когда уверяли, что Москвин, трудоустроенный ими на специально оборудованное рабочее место для инвалида в одном из орловских санаториев, практически ничего не видит. Сомнения тают только когда он, чтобы сделать запись, достает прибор для письма по Брайлю.

– Почему поступал именно на массажиста? – пожимает плечами Сергей. – Возможности выбирать практически не было. На сестринское отделение шли те выпускники нашей специализированной школы, кто более-менее видит. Там свои сложности – в вену, к примеру, попасть. А я поступил на массажное...

Самое непостижимо горькое в том, что не упади он в дошкольном возрасте с прицепа соседского «КамАЗа», куда взобрался из озорства, может быть, иначе сложилась судьба. Может быть, не пришлось бы оперировать глаукому и катаракту, надеть очки с толстыми линзами, выучить азбуку Брайля и считывать номера маршруток, подходя к ним впритык, рискуя уехать в неизвестном направлении. Может быть...

Однако случилось так, как случилось. После падения Сергей стал плохо видеть. Врачи больницы МОПРа вернули мальчику стопроцентное зрение. Но ненадолго. Первый класс прошел в обычной средней школе. Второй – на домашнем обучении. Потом целый год мама возила его по клиникам страны в надежде, что лазеротерапия и операция станут дорогой к спасению.

Судьба – жестокая вещь. О возвращении в обычную школу пришлось забыть навсегда. Десять лет Сергей провел в специализированной липецкой школе-интернате.

Вся жизнь перед глазами

Когда физически перестаешь видеть мир во всех его красках, обостряется внутреннее чутье. И жажда полноценной жизни вырывается на свободу творчеством, стоит только затронуть его струны. В школе работало множество кружков. Сережа лепил глиняные игрушки, пробовал рисовать на огромных холстах, вкладывая в полотно все краски своего внутреннего мира. Пел в хоре, играл на фортепиано и гитаре, занимался вокалом, участвовал в шашечных турнирах. Но больше всего ему нравился школьный театр. Здесь можно было перевоплощаться в злодеев и добряков, героев и смельчаков, жить на подмостках чужой жизнью, преисполненной новых ощущений и эмоций. Вместе с театром ездил на фестивали в Москву, Санкт-Петербург, Киев.

Несмотря на такую творческую загруженность, Сергей был отличником. Окончил школу с одной-единственной четверкой по русскому языку. Куда он поступит после выпуска, серебряный медалист уже точно знал. Туда же, куда поступали почти все выпускники его школы-интерната – в Кисловодский медколледж. Окончил его три года назад с красным дипломом.

Теперь после работы он не всегда спешит домой к вкусному маминому ужину, к музыке на компьютере и к любимым фильмам, которые «смотрит» на слух. У него много друзей, есть любимая девушка. И о выбранной профессии он не жалеет. В санатории Сергей, по словам начмеда Елены Ларкиной, лучший массажист из всех, с кем ей пришлось работать.

– Ему можно доверить пациентов с заболеваниями любой сложности, – говорит она. – И граждан с проблемами позвоночника, и детей с ДЦП...

Ольга Кабочкина

Источник: www.vestnik57.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ