Архив:

Непреодолимые барьеры

Челябинск – город не для инвалидов

Мало кто знает, как тяжело приходится людям с ограниченными возможностями. И дело не только собственно в здоровье. Челябинск – просто не место для таких жителей. Инвалидам трудно даже выехать на коляске из собственной квартиры, не то, чтобы поехать на транспорте в другой район города или зайти в магазин или аптеку. Slo-vo.ru проверило это на практике.

Наталья, инвалид 1 группы:

«Самая важная причина, из-за которой я не появляюсь на улице – узкие двери в магазинах, ямы в асфальте, отсутствие или плохое качество специальных пандусов для инвалидов. Есть подъемы для детских, а не инвалидных колясок. Какой смысл делать столько усилий, выбираться из подъезда, когда все двери для тебя закрыты?»

Slo-vo.ru отправило корреспондента и фотографа проверить самый центр Челябинска – проспект Ленина и прилегающие к нему улицы.

Первой на пути нам встретилась «Pizza Mia». Что же, хорошее начало: вход оборудован пандусом, перилами, двери доступны. В этом же здании находится вход в допофис банка «ВТБ24». Он тоже был оборудован отличным механическим пандусом. Но это, к сожалению, единичный случай, больше такого нам не встречалось.

С первого взгляда показалось было, что инвалид может спокойно заехать в аптеку «Классика», что по проспекту Ленина, 81. Но за входной дверью нас ждали высокие ступеньки (не то что колясочник – просто пожилой человек вряд ли справится), да и входная дверь была очень узкая – коляске не проехать. Фармацевты сообщили, что их аптека не предназначена для обслуживания «таких групп населения».

В том же здании – алкомагазин, кофейня, пиццерия, офис-центр – везде крутые ступеньки, либо вверх, либо вниз, в полуподвал. В соседнем здании – Ленина, 79, - располагаются государственные учреждения. Но и здесь нет пандуса, хотя всего-то – две-три ступеньки…

Но вернемся к аптекам, которые, по идее, должны быть самыми доступными для людей с ограниченными возможностями. Но, например, встретившийся нам по дороге «Рифарм» оказался неприступен. У «Государственной аптеки» (перекресток Сони Кривой и Энтузиастов) формальный пандус был. Только вот они должны иметь поручни с обеих сторон и плавный уклон, а в идеале - ещё и бортики высотой не менее 5 сантиметров для того, чтобы коляска не соскальзывала. Здесь же мы увидели просто крутой спуск. С такого пандуса, конечно, можно съехать – прямо на проезжую часть, но вот подняться на него точно не получится. В следующей аптеке, так же совершенно неприспособленной для инвалидов, нам сказали, что, мол, нечего удивляться, установка пандуса денег стоит.

Казалось бы, даже лекарства купить инвалид-колясочник не может. Но тут на улице Энгельса нам встретилась аптека, вход которой оборудован специальной кнопкой вызова. Правда, никакого пандуса не было. Как объяснили в аптеке, кнопка работает следующим образом: инвалид на неё нажимает, спускается фармацевт, поднимает его с коляской, помогает совершить покупки и спускает обратно. Вот, казалось бы, отличный пример, когда люди действительно оказывают помощь. Хотя кто-то в этой ситуации мог просто сослаться на отсутствие денежных средств на переоборудование входа.

Наверное, самыми значимыми местами для инвалида-колясочника, помимо аптек, являются продуктовые магазины. Из всех продуктовых магазинов попасть инвалид может только в «Проспект», что на углу проспекта Ленина и улицы Энгельса, остальные ставят перед ним непреодолимый барьер в виде лестниц. Почти все остальные магазины защищены от колясочников непреодолимыми барьерами в виде крутых лестниц. Но и тут беда – у многих магазинов двери достаточно узкие, не предназначены для инвалидов.

У проблемы малодоступности города для инвалидов есть сразу несколько корней. Первый из них – чисто экономический. Люди с ограничениями по здоровью – в редком случае богатый, а значит желанный клиент. К тому же, так сложилось – еще и редкий. Потому реально тратить приличные деньги на проектировку пандусов, парапетов, въездов, перил, утверждение этого у чиновников, а в большинстве случаев – еще и в переделку уже сделанную входную группу или фасад бизнесменам не с руки.

Их могли бы заставить сделать это городские власти. К тому же в Челябинске есть принятые Городской думой правила благоустройства. Но де-факто они сделаны в интересах все того же бизнеса.

Пункт 38 третьей главы правил гласит:

«При разработке проектов планировки и застройки территории города, формировании жилых и рекреационных зон, проектов реконструкции и строительства дорог, станций метрополитена и других объектов транспортной инфраструктуры, зданий, сооружений и других объектов социальной инфраструктуры (лечебно-профилактических, торговых, культурно-зрелищных, транспортного обслуживания и других учреждений), земельных участков учитываются потребности инвалидов и других маломобильных категорий граждан (людей пожилого возраста, инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, дефектами зрения и т.д.).»

Пункт 39 этой же главы окончательно расставляет всё на свои места:

«Объекты социальной и транспортной инфраструктуры, жилые дома оснащаются техническими средствами для обеспечения доступа в них маломобильных категорий граждан (нормативные пандусы, поручни, подъемники и другие приспособления, информационное оборудование для людей с ограничениями слуха, зрения и др.), а земельные участки, проезжие части, тротуары приспосабливаются для беспрепятственного передвижения по ним маломобильных групп, в том числе за счет изменения параметров проходов и проездов, качества поверхности путей передвижения и т.д.

Основные пешеходные направления по пути движения школьников, инвалидов и пожилых людей освещаются.

Проектирование, строительство, установка технических средств и оборудования, способствующих передвижению маломобильных групп населения, осуществляются при новом строительстве в соответствии с утвержденной проектной документацией либо в рамках выполнения мероприятий целевых программ поддержки инвалидов и маломобильных групп населения.»

Иными словами, пандусы, широкие входные группы и прочие средства доступности городского пространства для инвалидов должны быть установлены в обязательном порядке лишь во вновь строящихся зданиях. Существующая же городская инфраструктура по сути вольна оставаться такой как есть. А значит, замкнутый круг для людей с ограниченными возможностями не разорван. Хотя создать удобную среду для них не так уж и сложно. Была бы воля…

Мария Татаренкова, Дмитрий Моргулес

Источник: slo-vo.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ