Архив:

У каждого льготника должно быть своё бесплатное лекарство

Геннадий Павлович Ширшов, независимый консультант в сфере фармацевтики и здравоохранения. Разговор с ним посвящён государственному регулированию цен на лекарства. В конце 2012 года состоялось совещание у премьер-министра, которое было посвящено концепции лекарственного обеспечения до 2025 года, и там премьер-министр заявил, что государственное регулирование цен на лекарственные средства остаётся насущной необходимостью, ибо только так можно предотвратить их неконтролируемый рост.

По мнению Г. Ширшова, в той системе лекарственного обеспечения, что действует, эта мера остаётся необходимой, потому что в России в отличие от многих других развитых стран до сих пор нет полноценной системы страхового лекарственного обеспечения или, как принято говорить на Западе, "возмещения".

Во Франции, например, практически каждый гражданин обязан уплачивать определённую сумму в систему медицинского страхования. И в рамках этой системы они полностью (до определённого уровня) обеспечиваются лекарствами (условно говоря) бесплатно. Но они платят.

Платят за страховку, которая покрывает стоимость лекарств?

Да, подтвердил гость в студии и продолжил, что в России такого рода система действует частично. Имеются отдельные программы, например, бывшая ДЛО, которая сейчас называется ОНЛС. Эта программа работает для льготных категорий населения: детей, инвалидов, отдельных категорий пенсионеров. И в рамках этих программ они получают лекарства бесплатно. То есть, государство оплачивает. Попадая в больницу, человек тоже находится на полном государственном обеспечении. Там лекарства выдаются бесплатно.

Всё остальное люди платят из собственного кармана. И ужесточение системы контроля цен на лекарства произошло на фоне глобального финансового кризиса в 2008-2009 годах, когда резко подскочили цены, и правительство было вынуждено ужесточить контроль. Потому что система эта работала давно, ещё с 1998 года. Это то, что страна сейчас имеет.

А это дало какой-то эффект?

Г. Ширшов считает, что ужесточение дало двойной эффект.

Если посмотреть на то, как работает система контроля цен в виде государственной регистрации цен. Хотя она носит уведомительный характер, то есть, сами производители подают пакет документов на государственную регистрацию цен по определённому списку, который сейчас называется ЖНиВЛП (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты). Раньше этот список назывался ЖНиВЛС (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства).

Насколько этот список объёмен?

Эксперт считает его достаточно объёмным, покрывает он примерно 30 процентов лекарственных препаратов. Сам список, безусловно, вызывает много нареканий у специалистов, потому что его основная задача – это всё-таки удержание цен на определённом уровне. Но существуют многочисленные попытки сделать из него ещё и список отсечения, то есть по нему производить государственные закупки лекарственных средств, хотя законом это не предусмотрено.

Почему двойной эффект? Потому что на эту категорию лекарственных средств цены удалось удержать на том уровне, на котором они были зарегистрированы. Но параллельно стали исчезать из обращения многочисленные отечественные лекарства, очень недорогие, которые можно назвать дешёвыми или копеечными. Потому что при их первой регистрации, на первом этапе, не учитывалось увеличение издержек, которые российские производители несут в связи с инфляцией, подорожанием электроэнергии, составляющих субстанций и т.п.

То есть, отечественным производителям просто невыгодно их производить?

Да, согласился Г. Ширшов. В России с десяток, не больше, государственных фармкомпаний, а все остальные – это частный бизнес. Поэтому ситуация сейчас такая.

Насколько известно, есть проблема и со льготными лекарствами, потому что в аптеках нет льготных лекарств, и пациентам приходится покупать их на свои деньги. А замена зачастую не всегда равноценна. С чём связано отсутствие льготных лекарств в аптеках? Слушатели довольно часто жалуются на это.

Г. Ширшов предложил называть вещи своими именами. Сейчас абсолютно все закупки, которые производятся в системе льготного лекарственного обеспечения, переданы регионам. И именно региональные органы власти несут полную ответственность за то, чтобы у льготных категорий населения бесплатные лекарства были. И если этих лекарств нет, не надо ждать, не надо жаловаться, надо покупать. Но и надо требовать, чтобы соблюдались права каждого гражданина.

От кого требовать? Куда жаловаться?

В России, рассказал эксперт, существует целая надзорная система. Прежде всего, это суды, органы прокуратуры, губернаторы. Можно привести множество случаев, когда при обращении в суд или в прокуратуру, возмещался не только ущерб, но и людей обеспечивали лекарствами, даже очень дорогими.

То есть, беритесь за дело сами и требуйте. Но вернёмся к тому документу, который обсуждался на совещании у премьер-министра, к этой самой концепции. Для чего она вообще понадобилась? Она вообще нужна?

Г. Ширшов напомнил, что первый вариант этой концепции был разработан ещё в 2008-2009 годах, но, поскольку на фоне финансового кризиса реформу было проводить довольно рискованно, этот документ был отложен. 7 мая 2012 года президент РФ В. Путин издал указ, где были прописаны определённые поручения и поставлены сроки. И вот этот документ является частью этого указа.

Там говорится о лекарственном обеспечении, но не написано, какой характер оно будет носить. Но сама суть документа свидетельствует о том, что государство, правительство намерено всё-таки ввести систему полноценного лекарственного возмещения, но через определённое количество лет. После подготовки, после тестирования в ряде пилотных регионов, то есть, надо посмотреть, как это будет работать. Потому что всё-таки определённое финансирование этой системы необходимо. Обсуждавшийся документ носит общий характер. Конкретные цифры в нём не прописаны, сколько нужно денег. Форма лекарственного возмещения тоже не прописана. Это ещё предстоит сделать.

Судя по всему, денег надо будет много, потому что Минфин был единственным ведомством, которые не поддержал эту концепцию.

Как пояснил Г. Ширшов, российский Минфин вообще ничего не поддерживает. Он сидит на кубышке с деньгами и никому ничего не дает. Но дело в том, что у страны есть одновременно и хороший, и печальный пример в виде попытки ввести систему ДЛО. В самом начале по ней предусматривалось лекарственное обеспечение примерно 15 млн человек из числа льготников. И тогда говорилось о том, что это единственная система, которая не будет монетизироваться. Но под давлением определённых структур, сил всё-таки гражданам РФ было разрешено выходить из этой системы по разным причинам. В результате вместо 15 млн в стране имеется сейчас около 4 миллионов льготников. В таких условиях любая система будет работать очень плохо, если вообще будет работать. И эта одна из причин, по которой люди не находят льготных лекарств в тех аптеках, к которым они приписаны.

Люди пишут, что не находят лекарств и в больницах. Им там предлагают купить их за свои деньги.

Г. Ширшов назвал эту ситуацию "отвратительной организацией работы конкретного лечебного учреждения". А пациентам надо жаловаться.

Игорь Гмыза

Источник: www.radiorus.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ