Архив:

Пес в помощь

На занятиях канистерапией собаки помогают больным детям

Занятия с собакой всегда должны быть для детей работой, трудом, иначе интерес к ним быстро пропадет. А в награду за свои усилия ребенок получает общение и игру: можно поваляться и потискать собаку или побегать с ней, покидать ей игрушку. Канистерапия — метод лечения и реабилитации с помощью собак — помогает людям с аутизмом, ДЦП, синдромом Дауна. Полностью от заболевания собака не вылечит, зато поможет с реабилитацией, исправит проблемы с общением и сделает жизнь больного ребенка ярче и чуть-чуть счастливее.

Зачем собаки детям

Есть два основных показания для занятий канистерапией: заболевания опорно-двигательного аппарата и проблемы с социализацией. В первом случае занятия с собаками хороши как часть общей терапии, но полностью вылечить ребенка они, конечно, не смогут — даже незначительный оздоравливающий эффект случается не всегда.

Что касается социализации и повышения самооценки, тот тут на занятиях с собаками можно получить довольно мощные результаты. С одной стороны, больным детям часто не хватает общения — они замкнуты в привычном кругу знакомых, среди родственников и других больных и не в состоянии выстраивать отношения за пределами этого круга. Собака для такого ребенка — существо с другой планеты, незнакомое и пугающее. И с этим странным пришельцем нужно попытаться наладить контакт.

С другой стороны, представьте себе жизнь больного ребенка в семье: за ним всегда активно ухаживают, и все точно знают, как именно он должен жить. Родственники контролируют мельчайшие детали его жизни, и нет никого, кем бы ребенок мог сам покомандовать. И вдруг появляется вот такое большое незнакомое существо (в данном случае лабрадор). Из девяти детей, с которыми я занималась в прошлом году, семеро боялись сначала даже подойти к собаке, не то что дотронуться до нее. На занятиях ребенок очень медленно учится управлять животным, однако ощущение, что большое, иногда даже страшное существо его слушается, делает то, что он хочет, — это действительно важно для ребенка. Понимание, что кто-то, поначалу пугающий, на самом деле вам подчинен, очень повышает самооценку и вообще качество жизни.

Как проходят занятия

Занятия с собакой всегда должны быть для детей работой, трудом, иначе интерес к ним быстро пропадет. А в награду за свои усилия ребенок получает общение и игру: можно поваляться и потискать собаку или побегать с ней, покидать ей игрушку. Заниматься, как правило, приходят дети, которые до этого никогда с собакой не контактировали (а если такой опыт был, то, как правило, неудачный), так что немало времени уходит просто на привыкание к животному.

Мы начинаем с того, что я показываю, как отдавать команды голосом и как — жестом. Ребенок должен понимать, что это осуществимо и что собака абсолютно послушна. Просто нужно выучить определенные команды, выработать командный голос, быть уверенным в результате — тогда собака будет повиноваться.

Занятия длятся около получаса, но варьируются в зависимости от состояния ребенка. Бывает, что и десяти минут много. Погладить собаку — то, что совершенно естественно для нас, — может быть огромным переживанием для ребенка. Главное, чтобы дети не успели устать, все-таки основная задача занятий — чтобы ребенок получил удовольствие и ушел в хорошем настроении.

Собачьи чудеса

У моего пса Нея очень большой опыт, и он делает совершенно поразительные вещи во время занятий. Он умеет каким-то образом «считывать» возможности детей. Например, у одного ребенка ужасная дикция, и он безумно боится, но все-таки в первый раз решился скомандовать «сидеть». Он может сказать это совершенно нечленораздельно и неопределенно махнуть рукой, но собака выполнит эту команду. Однако, скажем, через три занятия Ней начнет делать вид, что не понимает, чего от него хотят. Он будет ждать, пока команда не прозвучит более отчетливо или не последует более уверенный жест.

Другой ребенок изначально говорит гораздо лучше, но если попробует хоть как-то схалтурить, собака моментально перестает слушаться. Человек не в состоянии такие тонкие вещи проконтролировать: ребенок может десять раз сказать «я боюсь», а потом все-таки выполнить задание, а собака все чувствует на каком-то своем уровне. Выглядит это совершенно удивительно: вот ты только что видел, как Ней понимал совершенно нечеткие сигналы, и тут же с другим ребенком он игнорирует вполне понятную команду, потому что этот второй ребенок способен сделать лучше, и Ней об этом знает! Но благодаря такому отношению Нея дети чувствуют, что они постоянно должны трудиться, прикладывать усилия: на прошлом занятии ребенок себя пересилил и у него все получилось, а уже на следующем занятии собака откровенно требует, чтобы он продолжал стараться. Этому, конечно, совершенно невозможно обучить, здесь уже сказывается многолетний опыт.

Яркий пример — история с совершенно героическим мальчиком, которому сначала даже подходить к собаке было страшно. Он очень долго привыкал к Нею, не то что команды отдавать, даже погладить боялся. Потом, конечно, стал делать какие-то упражнения, и так мы постепенно дошли до занятий с мячом. Не каждый ребенок может сразу решиться на такое, ведь мячик у собаки в зубах, его надо как-то оттуда забирать. Ней в принципе знает две команды — «отдай» и «положи», то есть кладет мячик либо в руки, либо на пол. И вот мы с мальчиком эти команды осваивали. Ней, чувствуя страх ребенка, сначала при команде «положи» клал игрушку и демонстративно терял к ней интерес. Затем начал укладывать ее между лап — морду отворачивал, но все равно мяч необходимо было забирать непосредственно у собаки. А через какое-то время он еще усложнил задание — стал класть на игрушку голову. Я понятия не имею, как он высчитывает эти градации. При этом если Ней видит, что ребенок через несколько попыток все-таки чересчур боится и не может заставить себя взять игрушку, то облегчает задачу, например отодвигается. Но через какое-то время снова усложняет задание. Всему этому невозможно научить. И человеку в общем-то это не под силу понять. Но такие навыки приходят только с годами опыта.

Что делает инструктор

Даже на занятии с опытной собакой необходимо постоянно контролировать происходящее, следить за действиями и животного, и ребенка. Собака может сделать что-нибудь вполне невинное (задеть или просто гавкнуть в неподходящий момент), а у ребенка будет стресс, и все предыдущие усилия сойдут на нет.

Работа инструктора очень утомительна. Нужно постоянно отслеживать, что получается, что нет, менять программу по ходу занятия, придумывать новые задания, чтобы ребенку не было скучно. Опять же для некоторых детей даже пройти рядом с собакой — настоящий подвиг, и надо тщательно следить, чтобы такой ребенок не отчаялся и не устал. Мы занимаемся с девятью ребятами, то есть по времени — четыре с половиной часа. Конечно, на пятом часу занятий бегать за игрушкой — сомнительное удовольствие, но ребенок не должен ощущать ни усталости инструктора, ни усталости собаки.

Я достаточно жестко отношусь к людям, заявляющим о своем желании стать канистерапевтами. Очень много я видела случаев, когда целыми компаниями хозяева собак активно начинали заниматься с детьми, а через пару месяцев куда-то исчезали. По сути, решение заниматься канистерапией подобно решению завести собаку: все мы рисуем себе пасторальные картинки, как в теплую погоду в лесу играем с новым другом, а представлять нужно утро ноября, когда под холодным дождем со снегом перед работой надо идти выгуливать пса. Здесь то же самое: канистерапия — это труд, отнимающий не только ваше личное время, но и время, которое вы отдаете семье. И все это будет происходить не один и не два раза, а годами, потому что от вас будут зависеть люди, которых уже нельзя будет просто так бросить, объясняя это тем, что вы устали за неделю или что у вас какие-то дела дома.

Дети привязываются к собаке, и это большая ответственность для владельца. Я стала заниматься с первым ребенком, когда у меня был девятимесячный щенок, которому, по сути, было еще рано работать. Но очаровательному ребенку с тяжелым ДЦП Ней так приглянулся, что среди немногих слов, которые он произносил, было и слово «Ней». И отказаться, конечно, было невозможно, хотя поначалу было очень страшно, потому что ответственность огромная лежала на мне.

Я не горжусь тем, что делаю, и занимаюсь этим не для ощущения собственной значимости. Скажем так, это не приносит удовольствия, но это приносит удовлетворение. Я понимаю, что я могу что-то делать, помочь кому-то стать чуть более счастливым, и раз могу — получается, что и должна. И я убеждена, что на это стоит потратить выходной день.

Как тренируют собак

Для канистерапии подходит далеко не любая собака — тут проблема не в дрессировке, а в нраве животного. Собака должна быть очень спокойной: к любым звукам, даже крикам, толчкам она должна относиться абсолютно равнодушно. Простой неагрессивности животного далеко недостаточно — нельзя, чтобы собака была возбудимой или часто вертелась, лаяла. Многие дети, с которыми будет заниматься собака, могут даже не понимать, что это живое существо, что ей может быть больно: иногда дети кусают животное, пытаются из любопытства выковырять глаза или нос; а бывают и просто агрессивные. Собака не должна на такие вещи реагировать, как бы ей ни хотелось, более того, она не может даже «спастись бегством»: пока хозяин не разрешил, должна терпеть все, что с ней проделывает ребенок. В интернете можно найти специальные тесты, чтобы проверить собаку на пригодность для занятий канистерапией.

Для начала никакие специальные курсы не нужны. Подойдут обычные занятия с инструктором. Потом, конечно, что-то придется переучивать, но база, по сути, одна и та же. Основная задача — научиться понимать свою собаку и стать понятным для нее. На самом деле это большое искусство. Однако отличия от стандартного курса все-таки есть: обычно учат, например, что нельзя брать еду из чужих рук, нельзя выполнять команды чужих людей, а здесь, по сути, все наоборот — собака должна быть послушна всем. Для подготовки к занятиям с детьми требуется как минимум полгода постоянной и упорной дрессуры.

В основном для канистерапии используют лабрадоров-ретриверов и золотистых ретриверов, но каких-то прямых запретов на другие породы нет. Просто группа ретриверов очень доброжелательна и этим подходит для терапии. Не годятся маленькие собаки, но всего лишь потому, что ребенок может их травмировать (случайно или даже нарочно).

Желающих начать заниматься канистерапией всегда много, вопрос в том, кто из них действительно будет потом по-настоящему работать с детьми. У многих не хватает терпения. Очень важно, чтобы движущей силой была не жалость к «убогим», а намерение помочь равным. От волонтера нужны не слезы и умилительные взгляды, необходима работа, приносящая пользу. Поэтому самая серьезная проблема — это чисто психологическая готовность, настрой на долгую работу и у хозяина, и у самой собаки.

Вырастить собаку для занятий

В учебно-кинологическом центре «Собаки — помощники инвалидов» действует волонтерская программа, по которой любой может стать приемным хозяином для собаки-терапевта. Как это происходит: сотрудники центра сами выбирают и покупают подходящих щенков (обычно это лабрадор-ретривер или голден-ретривер), а затем, когда им исполняется четыре-пять месяцев, отдают их в добрые руки волонтеров, которые берут на себя заботы по уходу за животным. Дрессировщик помогает приемным хозяевам наладить контакт с собакой и научиться ухаживать за ней, а затем начинает ее тренировать. Хозяева могут расстаться с собакой в любой момент (если «не сложилось»), а могут дождаться окончания тренировок (примерно полтора года).

www.guidedogs.ru (498) 698-20-68

Стать канистерапевтом

Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ирида»

irida.pc.mskobr.ru (499) 767-78-66 7-я Северная линия, д. 13

Группа «Солнечный пес»

www.guidedogs.ru (906) 031-22-63 Занятия проходят в выходные дни в зале школы №1992 в Южном Бутове по адресу: ул. Академика Лазарева, д. 62, корп. 2

Евгений Биятов

Источник: mn.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ