Архив:

Нужно избавляться от барьеров, прежде всего, в себе

Вы когда-нибудь пробовали проехать на инвалидной коляске от Сосонового Бора до, например, КСК? А провести детскую коляску от Северного до Антипихи? Если нет, то вам сказочно повезло. На деле же это сделать очень и очень трудно. Чита совершенно не приспособленный город для маломобильных категорий граждан. И дело не в том, что по нашим улицам ходят неприспособленные троллейбусы и автобусы, не в том, что на каждом перекрестке тротуар от проезжей части отделен бордюром, а светофоры не оборудованы звуковыми сигналами… все дело в нас с вами.

О том, что такое безбарьерная среда, и как она создается в Забайкальском крае, мы попросили рассказать Веру Безрукову, заместителя руководителя отделения пенсионного фонда РФ по Забайкальскому краю, Александра Коноплева, заместителя министра социальной защиты Забайкальского края и Андрея Мартынова, председателя ЧРОО Всероссийское общество инвалидов.

- Что такое безбарьерная среда? С какими барьерами приходится сталкиваться?

Александр Коноплев: - Барьеры бывают двух видов. Первые - физические: ступеньки, бордюрные камни, турникеты, узкие проходы… Понятно, что нужно установить пандусы, сделать плавными съезды с тротуара на пешеходный переход мостовой, рельефные и звуковые указатели для слабовидящих, контрастную подкраску ступеней. Все это очевидно и более просто, чем ликвидировать другие барьеры - отношенческие. Они связаны с психологией, с восприятием, с уровнем культуры. У нашего населения в целом он несколько ниже, чем в Европе, поэтому проблема отношенческих барьеров у нас острее.

Распоряжением Губернатора Забайкальского края была создана рабочая группа по мониторингу объектов доступной среды для маломобильных групп населения. В районах края также созданы подобные рабочие группы. За три года нашей рабочей группой было обследовано 286 объектов инфраструктуры на территории города Читы. В прошлом году обследовали более 125 объектов в районах края. Большая работа проделана в Чите, Борзе. Конечно, не всегда объекты полностью удовлетворяют требованиям. Очень хорошую работу проводит Сбербанк. Хорошо оборудован для маломобильных групп вокзал станции Борзя.

В последние годы ситуация меняется, наверное, потому, что более активно стало работать общество инвалидов и прокуратура. В 2012 году было передано 119 дел в суд на устранение барьеров.

Вопросов много, но мы стараемся их решать. Нами разработана программа «Доступная среда на 2011-2015 годы», которая, к сожалению, финансируется недостаточно. Тем не менее, этот документ позволил решить некоторые вопросы. В частности некоторые учреждения здравоохранения, социальной защиты, образования были оборудованы пандусами, которые обеспечивают безбарьерный доступ в эти учреждения. В Чите и Борзе созданы безбарьерные карты, где отмечены все объекты.

Вера Безрукова: - Органами Пенсионного фонда проводиться большая работа по обеспечению доступности услуг каждому жителю Забайкалья. Особое внимание уделяется инвалидам всех групп и детям-инвалидам, которых на учете в органах Пенсионного фонда более 95 тысяч человек. В первую очередь, проводится работа по оказанию доступа в офисы ПФР с помощью пандусов. Для клиентских служб, где строительство пандусов невозможно, в январе текущего года была направлена заявка в ПФР для приобретения 17 подъемников.

- А если говорить о доступности общения? У вас есть такие программы?

Вера Безрукова: - Доступность должна быть не только физической, но и в отношениях к людям. Говоря о доступности общения при получении услуг Пенсионного фонда, хочется отметить, что мы используем разные формы работы с маломобильными группами населения. В каждом территориальном органе ПФР есть телефон «горячей линии». На каждый год составляется, согласовывается с главами Администраций муниципальных районов и доводиться до глав поселений график выездов в населенные пункты района. В ходе этих выездных приемов проводятся посещения специалистами инвалидов на дому. По заявкам по телефону осуществляются выезды на дом для консультаций, приема заявлений. По трехстороннему соглашению между Отделением ПФР по Забайкальскому краю, Забайкальским колледжем информационных технологий и Забайкальской региональной общественной организацией «Союз пенсионеров России» мы работаем с пенсионерами по ликвидации компьютерной безграмотности. Если мы раньше обучали навыкам работы на компьютере и в сети Интернет только пенсионеров, то сегодня уже обучаются группы инвалидов. К работе по соглашению подключился четвертый партнер в лице Сбербанка России, специалисты которого обучают тонкостям оплаты коммунальных услуг, не выходя из дома.

Есть в программе и обучение работе с программой Skype, консультирование с использованием которой начато специалистами Отделения ПФР.

Александр Коноплев: - При Министерстве социальной защиты населения так же работают курсы обучения работе на компьютере. Практически во всех населенных пунктах действует служба сопровождения инвалидов. Теперь гражданину не нужно ехать в районный центр, можно обратиться к специалисту этой службы и получить помощь в оформлении документов, консультации.

- Что такое карты безбарьерной среды, где с ними можно ознакомится, какие города уже охвачены и какие планируется?

Андрей Мартынов: - Начну с последнего вопроса. В настоящее время мы планируем изготовить карту безбарьерной среды города Краснокаменска. Мы берем самые большие муниципальные образования. Уже готовы карты Читы, Борзи. Как только мы сделаем карту города Краснокаменска, будем планировать следующий населенный пункт. У нас по программе одна карта в год. С ними можно ознакомится в краевой и районных организациях инвалидов, В Министерстве социальной защиты населения и его сайте (http://минсоц.забайкальскийкрай.рф/bezbarernaya_karta.html), в отделении ПФР по Забайкальскому краю. Также электронные варианты будут размещены на сайте «Доступная среда».

Нас радует, что вполне возможно мы будем делать новую карту города Читы. Поскольку ежегодно появляются новые объекты, оборудованные для маломобильных групп населения.

Александр Коноплев: - В ближайшее время мы начнем работу по паспортизации объектов доступной среды, с тем, что бы разместить их на сайте Всероссийской карты доступности.

Андрей Мартынов: - У нас работа начиналась 10 лет назад. Сергей Петров и Владимир Моисейчев собрали студентов, объяснили, что такое доступная среда, что такое паспорт здания. Это был первый шаг к безбарьерной среде. Тогда были обследованы 420 читинских объектов, из которых было доступно 12. После проведенной работы все данные были переданы в Комитет социальной защиты населения. За эти годы была проделана большая работа. И в 2011 была создана карта доступной среды города Читы, а в 2012 году – города Борзи.

Вообще, доступная среда – это настолько широкое понятие, что туда можно включить любой раздел. У нас только бюджет не позволяет.

Краевые органы исполнительной власти, министерство социальной защиты, пенсионный фонд делают все возможное. А вот на уровне муниципалитетов необходимо проводить работу по доступности жилья. Очень часто инвалиды-колясочники, даже проживая на первом этаже, не могут выйти на улицу. Они просто-напросто не могут преодолеть лестничный марш.

Еще один не очень приятный момент – отсутствие специализированного пассажирского транспорта приспособленного для перевозки маломобильных групп людей, особенно в Чите, делает недоступными все те объекты, которые нанесены на карту.

Совершенно не приспособлен у нас и железнодорожный вокзал. Да, там есть и пандусы, и съезды. Но попробуйте по ним подняться или спуститься. Кроме того, там отсутствует элементарное электронное табло, на котором бы отображалось время прибытия и отправления поездов, платформа, задержки. Согласитесь, что глухой пассажир не сможет самостоятельно разобраться.

Поэтому, было бы не плохо, если бы и прокуратура всех уровней и муниципалитеты взялись за работу по устранению барьеров. Но, пожалуй, главный барьер, все-таки находится в головах у наших граждан и от него нужно избавиться в первую очередь.

Анатолий Якимов

Источник: www.kp.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ