Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Глухая проблема

Инвалиды по слуху из Саратова не могут вызвать скорую

Саратовцы, имеющие проблемы со слухом, не могут самостоятельно вызвать скорую помощь и другие экстренные службы. Местные чиновники объясняют, что проблему решить невозможно из-за технических сложностей. Оппоненты возражают — специальные каналы для безголосового вызова скорой уже давно доступны жителям некоторых регионов, а в Подмосковье для глухих создана специальная диспетчерская служба.

По неофициальным данным, в Саратовской области проживает свыше 3 тыс. глухих и слабослышащих человек. Но в чрезвычайных ситуациях инвалиды по слуху не смогут вызвать ни скорую помощь, ни пожарных, ни другие экстренные службы. По понятным причинам они не могут услышать вопросы оператора о сложившейся ситуации, о других сведениях, которые необходимы для оформления вызова, и услышать ответ.

Зинаида Петрова, инвалид по слуху: Скорую помощь помогают вызывать соседи. Есть несколько таких. Они понимают язык жестов. Когда дети дома, то они помогают. Без посторонней помощи не получается. Лишняя потеря времени. Вызываем. Приходится иногда подолгу ждать. В это время на листке я описываю жалобы, что где болит, что беспокоит. Врач приезжает, я даю ему листок, он читает. Может задавать какие-то вопросы, но не всегда понимает, что я ему пытаюсь объяснить. Если госпитализируют в больницу, то тоже трудно объясняться с врачами. Конечно, нужна помощь таким, как мы, слабослышащим и глухим людям.

В Саратове уже больше года эту проблему пытается решить Ассоциация родителей детей с нарушением слуха. По заверениям представителей ассоциации, c такой просьбой они обращались и в региональное правительство, и на станцию скорой помощи, но везде получили только отрицательный ответ. Организовать СМС-вызовы неотложки в Саратовской области технически невозможно, уверяют чиновники.

Анжелика Зуйкова, руководитель ассоциации родителей неслышащих детей: Проблема эта очень актуальна. У нас ничего нет, вызвать пожарных, скорую — нет возможности. С прошлого года пытаемся решить. Это просто кощунственно, я считаю, что это нарушение конвенции ООН по правам инвалидов. Я связывалась с главным врачом станции скорой помощи, и он сказал, что у них нет возможности осуществлять данную услугу.

Городская станция скорой помощи проблему вызова неотложки через СМС-сообщение комментировать отказалась. Вышестоящие инстанции наличие проблемы признают. Но ответа на вопрос, как ее разрешить, в региональном Минздраве не дают. Сотрудники ведомства считают, что организовать такую услугу можно было бы в рамках системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112.

Пресс-служба Минздрава Саратовской области: Есть же номер 112, скорее всего, у них есть какая-то техническая возможность организовать подобную услугу.

Однако общероссийскую систему для вызова экстренных служб по номеру 112, которой смогут воспользоваться и глухие (по ICQ, Skype, электронной почте или СМС), предполагается создать только к 2017 году — начало ее разработки анонсировал Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга.

Вместе с тем множество глухих и слабослышащих людей по всей России могут вызвать скорую помощь, просто отправив СМС-сообщение нужного содержания. Сегодня подобная услуга действует на территории Красноярского края, Уфы, Астрахани, Иваново и Подмосковья.

В городской службе скорой помощи Уфы, например, телефонные номера людей, которые не могут общаться с оператором из-за потери слуха, вносят в особые списки. После того как на станцию вызова скорой поступает СМС-сообщение, оператор проверяет, входит ли номер абонента в этот список, а затем размещает его в общей информационной системе в виде обычного вызова.

В Краснодаре пациенты с нарушениями слуха могут вызвать скорую, отправив СМС-сообщение на специально выделенный номер. Аналогичная услуга действует в Астрахани, Иваново и Томске.

А в Подмосковье с начала марта заработала специально созданная для глухих круглосуточная диспетчерская служба. Операторы принимают вызовы по СМС, факсу, электронной почте и по Skype (в том числе и видеозвонки). Операторы, которые владеют языком жестов, преобразовывают информацию, поступившую от инвалидов в текстовом или жестовом виде, в голосовую — для передачи экстренным службам — и обратно (для передачи глухому).

В то же время, пока госслужащие Саратовского региона говорят о невозможности создать систему безголосового вызова, коммерческие структуры Саратова уже несколько лет назад проблему успешно решили. Например, заказать пиццу, оформить доставку товаров из каталога, вызвать такси и даже записаться на прием в коммерческую клинику любой человек сможет, просто отправив СМС-сообщение нужного содержания или оставив его на интернет-сайте компании. Разумеется, вызов специалистов из коммерческих компаний для людей, которые плохо слышат или не слышат вообще, не представляет никаких затруднений — просто в сообщении необходимо сделать соответствующую пометку.

Елена Быкова, старший менеджер службы вызова такси: Если затруднительно вызывать такси по телефону, то можно это сделать с помощью СМС-заказа. Вбиваешь свой адрес и делаешь пометку «не перезванивать — плохо слышу» или что-то вроде этого. Оператор примет заказ и обработает его. После этого клиенту придет обратное СМС-сообщение, что на ваш заказ назначена такая-то машина и время ожидания. Вот и всё.

Помочь в решении такого актуального для слабослышащих саратовцев вопроса обещают общественники. В областной Общественной палате о такой проблеме знают. Но отмечают, что никто из глухих горожан за помощью к ним еще не обращался.

Александр Ландо, председатель Общественной палаты Саратовской области: Обращений по этому вопросу не было. А ведь это дело копеечное. Здесь идет речь о недоработке чиновников. Тут они сами, к сожалению, остаются глухими, не слышат то, что нужно людям, глухими к этой проблеме. Но этот вопрос мы поднимем.

Алан Дансоров

Источник: smartnews.ru