Архив:

Не лаптями щи хлебаем

Сотни миллионов рублей ежегодно собирают в нашей стране на лечение больных детей за границей. Тысячи неравнодушных россиян бескорыстно жертвуют деньги на дорогостоящие операции. Но всегда ли оправдана отправка на лечение за рубеж? И кто должен определять, в какой клинике и каким врачом будет оказана более эффективная помощь? К сожалению, уже не редкость, когда собранные всем миром средства тратятся на операции, которые с успехом бесплатно делаются в России.

Снимают шляпу

Сегодня отечественная высокотехнологичная медицинская помощь ничем не уступает, а по некоторым позициям даже превосходит зарубежные аналоги. Это факт, который констатируют равно как российские специалисты, так и их зарубежные коллеги. Так называемый медицинский прорыв Россия совершила сравнительно недавно и сейчас прочно удерживает статус страны, где есть и оборудование, и специалисты для проведения уникальных операций. Так, только в 2011 году в нашей стране были проведены операции по трансплантации органов и тканей 1404 пациентам, из них - 569 трансплантаций костного мозга, 175 трансплантаций печени, 82 трансплантации сердца и 2 трансплантации сердечно-легочного комплекса.

И если в 2006 году высокотехнологичную медпомощь получили только 19 тысяч детей, то в 2011-м - уже свыше 54 тысяч.

Сегодня в России детям делают такие уникальные операции, какие за границей не проводятся.

Например, в Научно-исследовательском детском ортопедическом институте имени Г. И. Турнера в прошлом году была выполнена реконструктивная операция по устранению у ребенка врожденного порока - отсутствие сегмента позвоночника. Хирурги создали недостающий сегмент и сочленили его с тазом, в результате чего получился опороспособный позвоночник.

За рубежом оперативные вмешательства такого плана считаются единичными и уникальными и проходят успешно далеко не всегда. И стоит, отбросив ложную скромность, сказать, что зарубежные врачи частенько, что называется, снимают шляпу перед своими российскими коллегами.

- Мы используем уникальные хирургические технологии и инструментарии в детской хирургии и детской вертебрологии. Таким образом, мы идем на одном уровне с зарубежной медициной, а где-то и на шаг вперед, - считает доктор медицинских наук, руководитель отделения патологии позвоночника и нейрохирургии НИДОИ им. Г. И. Турнера, профессор Сергей Виссарионов, выполнивший уникальную операцию. - Учитывая обширность нашей страны и многогранность патологий на такой огромной территории, мы проводим много редких и уникальных операций, которых вообще не делают за рубежом.

Есть примеры проведения уникальных операций и у нас, в Мурманске. Так, в конце прошлого года в детском ортопедо-травматологическом отделении Мурманской городской клинической больницы скорой медицинской помощи впервые была сделана сложнейшая реконструктивная операция на позвоночнике 15-летней девочке, страдавшей сколиозом третьей степени.

К слову, даже на Северо-Западе России подобные высокотехнологичные операции проводятся нечасто. Да и в целом по стране их делают в основном в специализированных медицинских центрах крупных городов - в Санкт-Петербурге, Москве, Новосибирске. А у нас, в Мурманске, эта сложнейшая операция была проведена на базе муниципального лечебного учреждения ведущим хирургом, заведующим детским ортопедо-травматологическим отделением МГКБСМП Геннадием Лаврушиным и его коллегой из Санкт-Петербурга Дмитрием Михайловым.

За семь часов благодаря уникальной методике титановые конструкции - пластины и штифты - словно обняли детский позвоночник, создав стабильный и надежный каркас.

Так что российская высокотехнологичная медицина, как столичная, так и в региональных глубинках, давно "не лаптями щи хлебает" и вполне способна конкурировать с маститыми зарубежными методиками и специалистами.

Работа над ошибками

Право на бесплатную высокотехнологичную медпомощь имеют все граждане нашей страны без исключения. Главный критерий ее предоставления - медицинские показания.

Однако зачастую выходит так, что и возможности у нас есть, и средства, и специалисты, но не все россияне могут всем этим потенциалом воспользоваться. Ну, в общем, как в той поговорке - сапожник без сапог. Именно поэтому вопросы доступности ВМП стали предметом серьезного разбирательства на самом высоком уровне.

- Проводится ревизия всех сложных, тяжелых и редких заболеваний. И эта работа была начата с заболеваний детей, - сообщила на мартовском заседании правительства РФ вице-премьер Ольга Голодец.

К слову, ревизию затеяли не зря. Так, были выявлены заболевания, обойденные вниманием со стороны отечественного здравоохранения. В частности, до сих пор в программу ОМС был включен только первый курс химиотерапии. Теперь эту ошибку исправят, и все курсы химиотерапии, которые необходимы пациенту, будут осуществляться за счет средств ОМС.

- Точно такие же правила введены для большого количества сложных заболеваний, в том числе, например, очень распространена практика установки инсулиновой помпы за счет денег благотворителей. Сегодня это обязательное условие оказания помощи, и если ребенку такая помпа показана по медицинским основаниям, она должна быть ему поставлена за счет государственных средств, точно так же, как и кохлеарный имплантат, и многие другие виды помощи, - подчеркнула Ольга Голодец.

Важно, что перечень видов ВМП в нашей стране продолжает расширяться. В настоящее время разрабатывается и внедряется более 700 стандартов оказания медицинской помощи.

А вот еще одна проблема, которую вскрыла федеральная ревизия - в большинстве своем наши люди понятия не имеют, какие виды медицинской помощи им гарантированы государством.

- Многие виды лечения гарантированы обязательным медицинским страхованием, но, к сожалению, люди об этом далеко не всегда знают. Надо, чтобы эта информация была доступной и чтобы жулики всякие, которые иногда на рынке соответствующие услуги предлагают, не имели шансов, - сказал Дмитрий Медведев на совещании с вице-премьерами.

Для этого Министерство здравоохранения России направило официальное письмо с предложением проверять возможность оказания помощи нуждающимся в рамках программы государственных гарантий в крупные благотворительные фонды и неправительственные организации.

Как сообщают в пресс-службе министерства, анализ запросов, направляемых в общественные организации, показал, что в большинстве случаев помощь больным детям может быть оказана в рамках программы государственных гарантий.

Новый формат взаимодействия с благотворителями позволит напрямую отправлять сведения с запросом о помощи в Министерство здравоохранения. Для этих целей определены отдельные компетентные сотрудники министерства и создан специальный почтовый ящик: help@rosminzdrav.ru

Таким образом, государство планирует упорядочить поток желающих полечиться за границей за счет благотворителей и лишить всякого рода аферистов возможности зарабатывать на детской беде.

Благотворительность должна быть прозрачной

Однако полностью отказываться от поддержки благотворителей еще рано, хотя сегодня у очень многих страдающих тяжелыми недугами маленьких россиян появился реальный шанс получить высокотехнологичную помощь за счет государства. Именно для того, чтобы конкретную помощь получили действительно те, кто в ней нуждается, в Мурманске стартовала городская благотворительная акция "Помоги спасти жизнь ребенка".

- Сегодня, благодаря усиленному вниманию государства, президента к вопросам оказания высокотехнологичной помощи детям, есть реальная возможность ее бесплатного получения на территории России, - считает главный врач городской детской поликлиники № 1, доверенное лицо президента РФ Владимира Путина, председатель Попечительского совета городской благотворительной акции "Помоги спасти жизнь ребенка" Татьяна Кусайко. - К примеру, на Северный конгресс, не так давно состоявшийся в Мурманской области, приезжали известные медицинские специалисты из других российских регионов и рассказывали о видах ВМП, на которых они специализируются. Выяснилось, что в Казани есть хорошие разработки реабилитационной помощи детям с ДЦП.

Бесплатная высокотехнологичная медицинская помощь доступна, если к этому есть медицинские показания, а не просто желание родителей. В любой детской поликлинике лечащий врач может подготовить требуемый пакет документов. Изучается история болезни маленького пациента, рассматриваются возможные этапы лечения, выбирается профильное медицинское учреждение. К слову, эти же документы необходимы для получения средств из фонда городской благотворительной акции "Помоги спасти жизнь ребенка".

По мнению Татьяны Алексеевны, пожертвования не должны обязательно направляться на лечение. К примеру, оплата расходов на реабилитацию детей, которым уже была оказана ВМП, - это тоже одно из направлений благотворительной деятельности.

- Хочу отметить, что помощь требуется не только детям, имеющим статус инвалида. Иногда в результате несчастного случая, ДТП тяжелые недуги сражают здоровых детей. И разве их семьям поддержка не нужна? - продолжает Татьяна Кусайко. - Кроме того, мы все прекрасно понимаем, что из-за необходимости ухода за больным ребенком родителям иногда приходится увольняться с работы. А сопровождение ребенка на операцию, проживание родителей тоже требует больших трат, на которые у семьи просто не может быть средств. И в этой ситуации благотворительность как раз и востребована.

Безусловно, волонтеры, собирающие средства, делают большое и благородное дело. Но только ли искреннее стремление помочь должно быть основным критерием для сбора пожертвований?

- Не думаю, что люди, которые не имеют медицинской профессии, могут в полной мере правильно оценить ситуацию и определить, что речь идет действительно об экстренном случае, когда медлить нельзя. И если есть острая необходимость пролечить ребенка за границей, то это тоже можно сделать за счет бюджетных средств, - полагает Татьяна Алексеевна.

Благотворительные фонды, безусловно, нужны. Но их деятельность должна быть абсолютно прозрачной. И те люди, которые жертвуют средства, имеют право знать, как были использованы деньги, какова дальнейшая судьба ребенка, которому они решили помочь.

Доступность медицинской помощи в России - главный критерий

По мнению директора Мурманского клинического комплекса им. Н. И. Пирогова, председателя комитета по охране здоровья Мурманской областной Думы, кандидата медицинских наук Олега Минина, целесообразнее и эффективнее использовать благотворительные средства на те виды медицинской помощи, которых нет в нашей стране, или время ожидания ее получения может утяжелить состояние пациента. Также есть виды медицинской помощи, которые пока у нас в России не доступны.

- Безусловно, возникают ситуации, когда финансовая поддержка со стороны благотворителей бывает необходимой. К примеру, есть запатентованные технологии для лечения детей, а значит, они не являются бесплатными по определению. Хотя с нравственной точки зрения, я считаю, в медицине не должно быть патентного права, - говорит Олег Геннадьевич. - На мой взгляд, подчас сбор благотворительных средств объявляется тогда, когда этого не требуется, потому что этот вид медицинской помощи уже финансирует государство и ее можно получить на территории России бесплатно. Поэтому при сборе благотворительных взносов надо быть честными хотя бы перед теми людьми, которые опускают деньги в ящик для пожертвований.

Только в одном случае, уверен Олег Минин, средства должны собираться и расходоваться на лечение: если требуемый вид медицинской помощи не доступен на территории РФ, и получить ее можно только в системе здравоохранения другого государства.

Но как определить: почему одним надо собирать средства на лечение за границей, а другим нет?

- Между "надо" и "не надо" должно стоять медицинское заключение, - уверен Олег Геннадьевич. - Считаю, что именно врачи должны рассматривать и давать заключения об оказании помощи за границей в рамках благотворительности. Отмечу, что случаи, когда медицинскую помощь можно было получить в России, но она была оказана на территории другого государства, недопустимы, даже исходя из того, что это не позволяет использовать отечественных медицинских специалистов в полной мере и развивать эти виды оказания медицинской помощи на территории РФ.

Медицинский туризм - новый бизнес западных клиник

Сегодня до 30 процентов просьб о сборе средств на лечение за границей связаны с мошенническими схемами. Аферисты, прикрываясь больным ребенком, собирают деньги, а затем исчезают вместе с внушительной суммой. Или, как считает министр здравоохранения Мурманской области Валерий Перетрухин, иногда средства собираются, чтобы отправиться за границу в качестве медицинских туристов.

- Такой вид "отдыха" широко развит в Германии, Испании, Израиле. Это бизнес зарубежных клиник, где каждый шаг пациента прописан в деньгах. И наш народ, к сожалению, на это покупается, - говорит Валерий Геннадьевич. - За границей за деньги пациента примет любая клиника, уж поверьте. Поэтому ехать в зарубежную клинику, о которой вычитал в Интернете, на мой взгляд, неоправданный риск и расходы.

По глубокому убеждению Валерия Геннадьевича, если есть возможность, надо проводить операцию в своем городе или в своей стране, чтобы не отрывать ребенка от привычной среды, где его поддержат родные и близкие. Для маленького пациента это будет лучше, чем находиться в незнакомом месте, в другой стране с чужим языком. Ведь для ребенка - это шок.

- Мы уже говорили с председателем областного комитета по делам молодежи Леонидом Мостовым о необходимости создания общественного совета, куда бы вошли медицинские специалисты и инициаторы сбора денег, - сообщил министр здравоохранения Мурманской области. - Если волонтеры хотят помочь, по каждому случаю мы готовы представить информацию с разрешения родителей или самого пациента и обсудить: возможно ли оказание специализированной помощи в России или нет?

Ведь большей частью лечение может быть проведено в нашей стране. Считаю, что клиники Москвы и Санкт-Петербурга на достаточно высоком уровне, на уровне западных клиник оказывают специализированную помощь.

И если действительно невозможно помочь в своем Отечестве, то, по словам Валерия Перетрухина, есть пути направления за счет федерального финансирования в определенные клиники, которые серьезно специализируются на данной патологии. Важен результат - реальная высококвалифицированная медицинская помощь больному ребенку.

- К сожалению, у нас любят детьми прикрываться, когда деньги собирают. Поэтому очень важно иметь и обратную связь, - говорит Валерий Геннадьевич. - Когда дети направляются за рубеж на лечение за счет средств благотворителей, важно знать, к каким результатам это привело.

Хочется, чтобы наш отзывчивый народ не обманывали и пожертвования шли в нужном направлении. К примеру, может потребоваться финансовая поддержка, если семья едет в Москву, Питер с ребенком на лечение. Да, операция бесплатна, но там есть другие расходы - проживание, может, ребенку потребуется усиленное питание. Вот на что можно потратить благотворительные средства.

Как сделать помощь больным детям по-настоящему эффективной, чтобы собранные всем миром пожертвования действительно шли на благое дело? Чтобы ответить на этот вопрос, сегодня государство и благотворители становятся партнерами в обеспечении качественного лечения для тех, кто болен.

Оксана Гурова

Источник: vmnews.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ