Архив:

Привлечь к ответственности... суд

Казанец пожаловался прокурору России на городские суды: «Инвалидам к ним не подобраться!»

Чтобы защитить свои интересы в храмах Фемиды, колясочники вынуждены оформлять доверенность. А это потерянные деньги и время. "За последний год мне часто жалуются инвалиды-колясочники: подъезжают к зданию суда, а подняться внутрь не могут - нет пандуса! Приходилось разворачиваться обратно, искать юриста, писать на него доверенность на ведение дела. А ведь с их небольшой пенсии приходится каждую копейку считать - денег лишних нет, - поясняет казанский адвокат Лаврентий Сичинава. - Вот меня и попросили: напиши заявление, пусть порядок в судах наведут. Сами они не хотят себя называть, боятся."

Адвокат и написал. Только не в суд, а в прокуратуру России с просьбой разобраться и призвать Судебный департамент Татарстана, который отвечает за городские храмы Фемиды, восстановить права инвалидов.

- Получается патовая ситуация: суды штрафуют организации за то, что те не установили при входе пандусы (магазины, аптеки, парикмахерские и так далее), но при этом сами без таковых, - недоумевает Сичинава. - Я нисколько не оправдываю действия руководителей, которые не позаботились о праве инвалидов на свободный доступ к социальным, культурным и иным объектам. Но может ли являться объективным и безупречным с точки зрения закона и морали решение, вынесенное судом, который сам не создал условий людям с ограниченными возможностями для их доступа к правосудию?

В своем обращении к прокурору казанец пишет, что «практически ни один из судов, расположенных на территории Казани и Татарстана, не отвечает требованиям их технической оснащенности, гарантирующей возможность участия в суде инвалидов, поскольку практически во всех отсутствуют пандусы для лиц, пользующихся колясками».

«КП» решила выехать на место и лично убедиться, так ли все плохо?

Советский районный суд Казани. Для тех, кто не в курсе, у них два здания, расположенные по соседству: в одном рассматривают административные дела, в другом - уголовные.

Для того чтобы попасть в первое здание, инвалиду-колясочнику придется преодолеть трехступенчатый барьер и протиснуться в довольно узкую дверь. Пандуса здесь нет. В соседнем - уголовном - здании ситуация получше: здесь он есть, и даже с перилами на разной высоте. Только при въезде на площадку дальнейший подъем перегораживает цепочка. Как раз на уровне горла колясочника.

- У вас пандус для чего цепочкой перекрыт? - поинтересовалась я у судебных приставов, дежуривших на входе в суд.

- Чтобы люди, выходившие из здания, не упали, - послышалось в ответ.

- А вообще цепочку снять можно?

После небольшого замешательства и поиска ключей, которых, как оказалось, и нет, и не надо вовсе, получаю в ответ: «Она снимается легко и так».

- А если инвалид приедет, как же ему быть?

- Можем с соседнего входа пустить, если надо, на руках донесем, - отвечают приставы - с виду подтянутые и мускулистые, но до Геракла им явно далеко. Надеюсь, что колясочника (по самым скромным подсчетам весом около 80 кг (человек + кресло)) они все-таки поднять общими усилиями смогут.

После дальнейших расспросов одного из них выяснилось, что за его 10 лет работы в суде с подобной практикой он не сталкивался ни разу.

- В настоящее время из 58 зданий судов общей юрисдикции (районно-городские суды) по Татарстану, пандусы есть в 39, - уточнили «КП» в Управлении Судебного департамента республики. - Надеемся, что в этом году их построят еще в четырех зданиях суда. Кроме того, снабдят кнопками вызова для маломобильных групп населения. В этом году в нашем управлении перед Судебным департаментом поставлен вопрос о необходимости установки подобных кнопок еще в 11 зданиях судов.

Но если в городские суды еще худо-бедно инвалид все же попадет, то в мировые - вряд ли. Там не только внутрь проехать проблема, но и в коридорах не развернуться: слишком узко. Например, в здании Вахитовского мирового суда на улице Груздева, 4.

Только, как подсказали «КП» в Управлении Судебного департамента, к их компетенции они не относятся - все вопросы в Министерство юстиции. Что ж, спросим и у них, что они делают для того, чтобы стать открытыми для всех, в том числе и для тех, кто ограничен в своих возможностях. Их комментарий мы обязательно опубликуем в следующих номерах «КП».

Ольга Король

Источник: www.kp.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ