Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Новые московские поликлиники: плюсы и минусы реформы

Амбулаторно-поликлинические центры, оснащенные самым современным оборудованием и специалистами всех направлений, появились в Москве в конце 2012 года. При этом первые итоги их работы неоднозначны: пациенты жалуются на длинные очереди и дальние поездки в медучреждения. Сами медики видят плюсы в реформе – активнее закупается новое оборудование, которого раньше не хватало, что позволяет повысить качество диагностики и лечения. Московские депутаты призывают в первую очередь решить проблему транспортной доступности, а эксперты не торопятся делать выводы, пока система не заработает в полную силу.

Хотели как лучше

В прошлом году в столице начался процесс по созданию амбулаторно-поликлинических центров, где пациенты могут пройти полное обследование на самом современном оборудовании. Всего в городе к концу года появилось 46 таких центров, каждый из которых объединил по четыре-пять поликлиник.

Городские власти за счет реорганизации медучреждений в Москве рассчитывают улучшить качество оказания медицинской помощи. При этом административно-управленческий аппарат лечебных учреждений столицы будет сокращен в три раза. Всего планируется создать 47 амбулаторно-поликлинических объединений для взрослых и 39 объединений для детей. Каждое будет обслуживать от 200 до 300 тысяч человек.

Очереди выросли, и ездить далеко

Больше всего неудобств нововведения причинили пенсионерам, которым трудно ездить в поликлинические центры, которые зачастую расположены не "в шаговой доступности" и стоять там в очередях. Один из пациентов поликлиники № 213 на улице Кошкина на юге столицы, которая после реорганизации стала филиалом поликлиники № 210, пенсионер Иван Федорович уверен – очереди к терапевту стали длиннее после начала реорганизации медучреждений.

"Мало того, что невозможно нормально пройти обследования: каждый раз надо стоять очередь к терапевту, брать направление, так теперь еще и обследования проходят в совершенно другом филиале. Нужно ехать на автобусе, а у меня ноги не ходят. Мне тяжело эти поездки выдерживать. Но и там, где это новое оборудование, очередь нескончаемая. А за льготными лекарствами нужно ехать в аптечный пункт, который расположен еще в одном филиале. Я как курьер должен ездить туда-сюда, да еще и больную диабетом жену с собой возить", - жалуется пенсионер.

По оценкам пациентов, в очереди приходится проводить от двух до пяти часов. Сидя в очередях, пожилые москвичи обсуждают реформу московского здравоохранения, выражают недовольство и высказывают предположения относительно истинных целей городских властей. Так, по мнению другой пациентки 213-й поликлиники Марии Вячеславовны, реформа затевалась для того, чтобы сократить ставки административного персонала.

"Теперь нет у нашей поликлиники главврача – есть заведующий филиалом. И этот заведующий никаких решений важных принять не может, посылает нас справки утверждать к главврачу в другой филиал. Все сделали, чтобы ставки урезать. Возможно, денег стали меньше тратить на управленцев, но я не думаю, что можно вот так издалека управлять тремя-четырьмя поликлиниками. Но раз придумали – теперь все, не успокоятся реформаторы", - говорит пенсионерка.

Главврачей меньше – томографов больше

Жалобы горожан на длинные очереди к врачам-терапевтам, действительно, стали поступать правозащитникам чаще, подтвердил президент общероссийской общественной организации "Лига защитников пациентов" Александр Саверский. Однако делать выводы о том, что стало причиной сбоев в работе медучреждений столицы, эксперт затрудняется.

"Жалоб довольно много, к сожалению. К врачу стало попасть труднее, иногда даже к терапевту невозможно попасть по записи. Потом так же трудно попасть к специалисту. Люди неоднократно письменно жаловались, и в случае получения отказа в поликлинике обращались в прокуратуру. По-другому иногда не получается. Связано это с трехуровневой системой или с чем-то другим, честно говоря, иногда и разбираться не хочется. Одновременно происходит слишком много событий, неясно, какой из факторов вредит", - отметил Саверский.

Один из участковых врач поликлиники № 213 на условиях анонимности признался, что проблем с реорганизацией хватает, но ситуация обстоит лучше, чем иногда кажется пациентам.

"Не могу пока однозначно оценить. Вот заработает новая трехуровневая система в полную силу, наладится к 2016 году, тогда и будем выводы делать. Конечно, не все проходит гладко. Но плюсов довольно много: новое оборудование закупают. Не берусь судить, улучшит ли это условия оказания помощи, но раньше дождаться нового томографа было чуду подобно. А теперь появились современные приборы", - отмечает медик.

Депутат Мосгордумы Евгений Герасимов рассказал, что жители района Строгино неоднократно обращались к нему с жалобами на то, что вынуждены добираться до поликлиники второго уровня в Митино на нескольких видах транспорта. И это исключает возможность посещения врача-специалиста в тот же день, когда пациент пришел на первичный прием к терапевту. По его словам, проблема логистики вполне типична для районов столицы, занимающих большую площадь: жители района Дорогомилово также выражали недовольство тем, что им сложно добираться в поликлинику второго уровня в Крылатское.

Депутат предлагает приспособить некоторые существующие маршруты городских автобусов, чтобы они позволяли без пересадок добраться от поликлиник первого уровня до медучреждений второго уровня.

"Я считаю, что нужно совместно департаменту здравоохранения и департаменту транспорта решить проблему. Где-то можно изменить маршруты городских автобусов, чтобы из поликлиник можно было добраться до медучреждений второго уровня", - сказал Герасимов РИА Новости.

Он добавил, что сначала нужно выявить все проблемные с точки зрения транспортной доступности медучреждения города.

"Но я предлагаю пойти дальше: для ветеранов, инвалидов, для всех льготников продумать возможность дополнительного бесплатного транспорта, чтобы люди могли в день, когда получили направление на анализы, сразу поехать в поликлинику второго уровня. Если сейчас из-за объединения поликлиник получаются такие трудности, то департамент здравоохранения и должен хотя бы по временной схеме пустить бесплатный автобус, чтобы люди не тратили несколько дней на прохождение одного обследования", - предложил Герасимов.

Депутат также сообщил, что уже направил обращения главе московского департамента здравоохранения Георгию Голухову и заместителю мэра Москвы по вопросам социального развития Леониду Печатникову.

Врачам прибавилось работы

В свою очередь, глава комиссии МГД по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев отметил, что городские больницы и поликлиники давно нуждались в новой технике и капитальном ремонте, но реализация проекта объединения привела к "некоторым накладкам".

"Нагрузка на участковых врачей значительно увеличилась. С другой стороны, те специалисты, к которым раньше напрямую мог попасть пациент, не всегда обладали необходимым медицинским оборудованием. Его установили в медцентрах, но подчас вдали от той поликлиники, где принимает участковый. И это вызывает серьезное недовольство жителей", - признает депутат.

Кроме того, по его словам, многие проблемы, которые существовали до реформы столичного здравоохранения, так и остались нерешенными. Например, проблема обеспечения пациентов льготными лекарствами остается актуальной, считает глава комиссии.

"У нас довольно большое количество людей имеет право на льготные и бесплатные лекарства, но не всегда это удается реализовать. В новой системе, увы, никаких изменений к лучшему не наблюдается", - подчеркнул Антонцев.

Глава комиссии считает, что столичные власти слишком поспешно решили изменить устоявшуюся систему, к которой привыкли москвичи, поэтому и встречают непонимание, и реорганизация системы здравоохранения проходит с трудностями. По его мнению, проблема в нехватке информированности населения и понимания того, насколько заинтересованы жители города в нововведениях.

Тем не менее, программа модернизации здравоохранения столицы запущена. Возможно, окажется, что проблемы были лишь необходимыми издержками переходного периода от одной системы оказания медпомощи к другой.

Екатерина Еременко

Источник: www.inmsk.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ