Архив:

Долг родины

Инвалид должен быть нищим - так считает наше государство

В тот день - это было 22 мая 2006 года - Светлана Николаевна Блинова, как обычно, включила радио, чтобы послушать новости. Нет, ее не интересовали биржевые сводки и даже прогноз погоды - она ждала вестей из Дагестана. Два месяца назад в эту неспокойную республику отбыл в «служебную командировку» ее сын Олег, офицер СОБРа.

Напомним нашим читателям, что СОБР - это специальный отряд быстрого реагирования, то есть отряд милиции, созданный для борьбы с организованной преступностью. И так уж получилось, что бороться бойцам СОБРа пришлось, в основном, с бандитами в «горячих» точках.

Олег служил в этом подразделении много лет, и когда в феврале 2006 г. пришел приказ начальника УВД Владимирской области отправляться на защиту конституционного порядка в Дагестан, где активизировались бандформирования, он начал готовиться к командировке. Молодая жена и мать Олега провожали его со слезами, а спецназовец женщин успокаивал. Мол, двум смертям не бывать-одной не миновать, а если меня ранят, то родное государство в лице УВД Владимирской области обещало финансовую поддержку, так что без денег не останемся.

Остановимся на этом подробнее. Что же гарантировало государство своим защитникам? Согласно Гражданскому кодексу РФ, федеральному закону «О милиции» и ведомственной инструкции МВД сотруднику органов внутренних дел, пострадавшему при выполнении служебных обязанностей, ежемесячно выплачивается денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью. Сумма компенсации определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности. Попросту говоря, если, будучи здоровым и трудоспособным, спецназовец получал денежное довольствие в размере, например, 30 тыс. рублей, а потом утратил трудоспособность на 50%, то компенсация составит 15 тыс. рублей.

Но вернемся к событиям мая 2006 года.

- Я услышала по радио, что в Дагестане ранили и убили много наших ребят, - с трудом сдерживая слезы, рассказывает мать Олега Блинова. - И сразу почувствовала, что и с моим сыночком беда случилась…

Материнское сердце не ошиблось. В тот день подразделение Олега получило приказ ликвидировать банду известного террориста, обнаруженного в Хасавюрте. Приказ был выполнен, но Олег получил тяжелые ранения: в живот, в голову и многооскольчатый перелом крестца. Его увезли в госпиталь в г. Моздок, где врачи развели руками: шансов практически нет. Мать Олега, оборвав все телефоны, узнала, что ее сын при смерти - и сама слегла с сердечным приступом. В Моздок полетел старший брат Олега, где врачи сообщили ему, что раненый находится в коме и надо везти его в Москву, только там могут помочь. Каким-то чудом удалось прорваться к министру МВД Нургалиеву, который прислал за ранеными бойцами санитарный самолет. Олега увезли в столичный госпиталь, и он выжил. Но самое трудное было еще впереди.

Более года Олег был привязан к больничной койке. Перенес множество операций. Ему пришлось заново учиться ходить, говорить, да и просто жить. Его наградили «Орденом Мужества», но он этого почти не заметил - не до этого было. Не выдержав испытаний, от Олега ушла жена…

В августе 2007 г. майор милиции Олег Блинов был признан не годным к военной службе и уволен из органов внутренних дел по болезни. Ему установили первую группу инвалидности и назначили небольшую пенсию, прожить на которую тяжелобольному человеку было, конечно, невозможно. А как же вышеупомянутая компенсация, обещанная спецназовцу государством? Поначалу всё, вроде, было хорошо…

Правда, здесь уже начинаются вещи, плохо согласующиеся со здравым смыслом. Получить положенные выплаты бывший спецназовец мог только через суд. Таков порядок (?!), и никого не интересует, как будет ходить по инстанциям тяжелобольной человек, который и передвигается-то с большим трудом. Судебно-медицинская экспертиза установила, что Олег потерял 90% профессиональной трудоспособности; соответственно, согласно решению Фрунзенского райсуда г. Владимира от 22 апреля 2008 г., он должен ежемесячно получать 90% денежного довольствия, начисляемого ему во время службы. Самое интересное, что УВД по Владимирской области пыталось обжаловать это решение вплоть до Верховного суда (неужели так не хотелось выплачивать денежную компенсацию своему бывшему сотруднику?), но вышестоящие инстанции встали на сторону Олега Блинова.

Не успел бывший спецназовец отдохнуть от всей этой нервотрепки, как всё началось по второму кругу, поскольку 1 декабря 2009 года наступил срок переосвидетельствования на предмет утраты здоровья. И снова это надо было делать через суд. На этот раз судмедэкспертиза установила 100%-ную утрату трудоспособности. Таким образом, в марте 2010 года Олегу Блинову присудили компенсацию в размере 100% утраченного денежного довольствия, которую он и получал некоторое время - вплоть до того момента, когда государство решило изменить «правила игры».

В марте 2011 г. был принят федеральный закон «О полиции», статья 43 которого гласит, что из суммы компенсации отныне надо вычитать пенсию по инвалидности. А тут еще подоспело существенное (почти в два раза) увеличение денежного содержания сотрудников полиции. По логике вещей, соответственно должны были увеличиться выплаты бывшему спецназовцу. Если в цифрах, то денежная компенсация Олегу Блинову за утраченное им здоровье с января 2012 должна была составлять 69 тыс. рублей в месяц. Сразу скажу, что этих денег он до сих пор не получил.

...Здесь сделаем небольшую паузу. Возможно, для обычного жителя Владимира эта сумма покажется очень большой. И, может быть, даже вызовет некоторую неприязнь к инвалиду: мол, много хочет! Но давайте вспомним, что бойцы СОБРа в российских «горячих» точках, сражаясь с бандформированиями, защищают не только абстрактный для обывателя, проживающего в относительно спокойном центре России, конституционный порядок, но, в конечном итоге, и нас с вами тоже. Потому что если не «успокоить» бандитов на их территории, то рано или поздно мы увидим их на своем пороге. Олег Блинов и его товарищи по СОБРу сделали всё, чтобы этого не произошло. И если не нашу благодарность, то хотя бы выполнение государством его же обещаний они заслужили. А сколько из этих 69 тысяч уходит на лечение и на лекарства молодому инвалиду первой группы? Но если и этих доводов недостаточно, то, положа руку на сердце, кто хотел бы поменяться местами с Олегом Блиновым, стать на всю жизнь полным инвалидом даже за ежемесячные 69 тысяч? Вряд ли найдутся желающие. А вот Олег с радостью отдал бы все эти тысячи до последней копеечки, лишь бы снова стать здоровым, веселым парнем, душой компании и любимцем женщин - таким, каким его до сих пор помнят сослуживцы. Но ни за какие деньги этого, увы, не купишь…

Уменьшив денежное пособие на размер пенсии по инвалидности, государство на этом не остановилось. Видимо, где-то «в верхах» тоже подсчитали сумму компенсаций с учетом вышеназванного повышения полицейских зарплат и решили, что многовато им, инвалидам, будет. И в июне 2012 года вышла ведомственная инструкция МВД России, изменившая порядок расчета денежной компенсации. Причем это изменение было отнюдь не в пользу бывших сотрудников полиции, утративших здоровье при выполнении своих обязанностей. Не вдаваясь в подробности, сообщим, что в результате этой «экономии» ежемесячная компенсация Олегу Блинову уменьшилась, по сравнению с той, на которую он рассчитывал, почти в два раза.

Олег Блинов подал иск во Фрунзенский районный суд г. Владимира, в котором он просил обязать ответчика (УМВД России по Владимирской области) платить ему ежемесячную денежную компенсацию в полном, а не в «усеченном» размере, а также выплатить задолженность за 2012 год и январь-февраль 2013 года (437,5 тыс. рублей). Логика его рассуждений проста и понятна: в марте 2010 г. Фрунзенский райсуд принял решение, определившее порядок начисления и выплаты денег; это решение, согласно ГПК РФ, является обязательным для всех без исключения органов госвласти и должностных лиц. В 2002 г. Конституционный суд РФ указал, что при изменении порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами, недопустимо уменьшение ранее назначенного размера возмещения вреда. Кроме того, Конституция РФ (ст.55) запрещает принимать законы, отменяющие или ухудшающие права человека.

«Я считаю, - говорит Олег Блинов, - что УМВД по Владимирской области обязано исполнять решение суда от 16 марта 2010 г., вступившее в законную силу, и соблюдать установленный этим решением порядок начисления и выплаты мне денежной компенсации. Принятые после этого нормативные акты (Закон «О полиции» и ведомственная инструкция МВД) ухудшают мое право на возмещение вреда здоровью, что противоречит Конституции».

Ответчик иск не признал. В своих возражениях юристы УМВД ссылаются на всё тот же закон «О полиции» и на ведомственную инструкцию. Желая уточнить позицию ведомства, корр. «М» обратился в областное управление внутренних дел, но там от комментариев уклонились, ссылаясь на то, что судебный процесс по иску Олега Блинова еще не завершен.

- Могу лишь сказать, - добавила начальник отдела информации и общественных связей Анна Басова, - что если суд примет решение в пользу истца, то это решение будет исполнено. Кроме того, начальник УМВД России по Владимирской области готов принять и выслушать Олега Блинова в ближайший же приемный день.

«М» обязательно сообщит своим читателям о решении суда. А вот что сказать тем молодым ребятам, которых по-прежнему отправляют в «горячие» точки, будут ли они верить своему начальству и своему государству, если так легко меняются «правила игры»? Ведь Олегу тоже много чего обещали, а теперь он должен ходить по судам и тратить остатки своего здоровья, «выбивая» положенное ему по закону и по справедливости.

А если государственные мужи вдруг озаботились экономией казенных денег, то, может быть, начинать надо не со спецназовцев-инвалидов? Можно и другие источники экономии на просторах нашей Родины обнаружить. Подскажем: в прошлом году содержание депутатов Госдумы обошлось госказне в 6 с лишним миллиардов рублей (для сравнения: годовой бюджет города Владимира - 5 миллиардов). Кроме внушительных зарплат

(160 тыс. руб. в месяц) народным избранникам положены (вернее, они сами себе «положили») бесплатные служебные квартиры, транспорт, санатории, билеты на самолеты и поезда и т.д., так что здесь есть на чем сэкономить. Хотя принимать законы и ведомственные инструкции, отнимающие деньги у инвалидов, конечно, гораздо проще.

Елена Левицкая

Источник: www.molva33.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ