Архив:

Высшее образование на пути к безбарьерной среде

Около 70% молодых людей с ограниченными возможностями в Москве собираются поступать в вузы. Однако лишь считанные университеты и институты в столице имеют опыт обучения инвалидов. Доклад Е. Аржаных, В. Мойсова, О. Гуркиной «Образовательный потенциал инвалидов». Исследование сотрудников Лаборатории мониторинговых исследований Московского городского психолого-педагогического университета (ЛМИ МГППУ) Елены Аржаных, Виктора Мойсова, Ольги Гуркиной обсуждалось на Втором Российском экономическом конгрессе, прошедшем в Суздале в феврале.

Нужна навигация по безбарьерной среде

Полтора десятка вузов в Москве имеют опыт работы с инвалидами (см. также список вузов по России). Однако многие молодые люди с ограниченными возможностями, а также их родители и педагоги недостаточно информированы об этом, отметила, представляя исследование, старший научный сотрудник Лаборатории мониторинговых исследований МГППУ Елена Аржаных. В исследовании МГППУ участвовали 300 учащихся с инвалидностью и 200 родителей. Оно проходило осенью 2012 года и охватило только Москву (в столице, по данным Департамента социальной защиты населения, насчитывается 28,7 тыс. детей-инвалидов, рост детской инвалидности составляет тысячу человек в год).

Слабая осведомленность об инклюзивном образовании остается серьезнейшим барьером для его внедрения. Докладчик предложила для его преодоления следующие меры:

  1. Создать единый информационный портал, который предоставлял бы подробные сведения о высшем образовании для инвалидов и об их дальнейшем трудоустройстве (часть материалов можно найти, например, на портале «Образование без границ»).
  2. При университетах, обучающих людей с ограниченными возможностями, должны быть созданы системы подготовительных отделений, которые бы адаптировали студентов с инвалидностью к учебе.
  3. Для родителей, преподавателей и психолого-медико-педагогических комиссий нужно создать информационные буклеты о возможностях и ограничениях получения профобразования.
  4. При вузах стоит организовать для инвалидов клубы общения.

Очевидно, что социализация инвалидов нередко затруднена по объективным причинам. Так, подросткам с психическими заболеваниями трудно получить среднее и высшее образование, справедливо отметила докладчица. Между тем, неврологические диагнозы поставлены значительной части детей-инвалидов в возрасте 15-17 лет. У 19,2% причиной инвалидности стали психические расстройства, у 18,4% – болезни нервной системы.

Несколько проще интегрироваться в общество и получить профессиональное образование детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха. Именно их, в основном, и опрашивали специалисты Лаборатории мониторинговых исследований.

Преобладает обучение на дому

Сейчас в государственных и муниципальных вузах Москвы учатся 21511 студентов-инвалидов, отмечается в докладе. В негосударственных университетах обучаются 1428 молодых людей с ограниченными возможностями.

В государственных и муниципальных колледжах и техникумах учатся 14184 студента-инвалида, в негосударственных ссузах – 216 человек. При этом большинство студентов-инвалидов – заочники.

Похожая ситуация и в школьном образовании. Почти половина детей-инвалидов получают его на дому, то есть фактически в изоляции. 45% учатся в коррекционных школах. И лишь 10% детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещают обычные общеобразовательные школы, то есть учатся бок о бок со здоровыми сверстниками. Впрочем, такая ситуация не удивительна. Безбарьерная среда для инвалидов в России пока только создается. Интеграция их в общество только начинается, замечают специалисты.

Особенно важно при этом преодоление психологических барьеров, а оно явно наметилось. По данным предыдущего исследования ЛМИ МГППУ «Инклюзивное образование в Москве: социальные условия, проблемы и ограничения» (2010), и родители здоровых детей, и родители детей с особенностями развития видят существенные плюсы в инклюзивном обучении .

Рисунок 1. Преимущества инклюзивного обучения по мнению родителей

Источник: Группа ЦИРКОН

Минусы совместного обучения родители также отмечают. По мнению родителей здоровых детей, они – в возможном снижении дисциплины и успеваемости в классе. Родители детей с особенностями развития видят риски инклюзивной учебы в отрицательном опыте от общения со здоровыми детьми и дополнительных страхах.

Рисунок 2. Отрицательные стороны инклюзивного обучения по мнению родителей

Источник: Группа ЦИРКОН

26% родителей здоровых детей высказываются за обучение детей-инвалидов в обычных общеобразовательных школах в одном классе со здоровыми детьми, 32% – за обучение в спецклассах на базе общеобразовательных школ.

Три четверти молодых людей с ограниченными возможностями намерены учиться в вузах (такой же уровень желания поступить в вуз демонстрируют и здоровые школьники – OPEC.ru). 54% детей с ограниченными возможностями собираются после окончания школы сразу поступать в институт, 21% сначала планируют отучиться в колледжах и техникумах, а затем тоже пойдут в высшую школу. Лишь 2% подростков-инвалидов не планируют ни учиться, ни работать после школы.

Распределение учащихся по ориентации на бесплатное/платное обучение выглядит так:

  • «И на платное, и на бесплатное, – как получится» – 46%,
  • «Только на бесплатное» – 37%.

В рейтинге специальностей, по которым собираются учиться в вузах молодые люди с ограниченными возможностями, лидирующие позиции заняли:

  • математика, программирование – 16%,
  • общественные науки: экономика, право, менеджмент – 14%,
  • медицина – 11%,
  • искусство: музыка, живопись, театр – 8%,
  • философия, филология – 7%.

Примечательно, что о льготах при поступлении знает лишь половина опрошенных.

Родители о будущем детей

Большинство отцов и матерей считают, что их дети-инвалиды будут работать по специальности, полученной в вузе. Таких родителей – 64%. Впрочем, значительна и доля тех, кто затрудняется ответить – 33%.

На вопрос о причинах, которые могут препятствовать трудоустройству их ребенка по специальности, родители детей-инвалидов отвечают:

  • «Есть особенности ограничения здоровья»,
  • «Трудно устроиться по избранной специальности с документом об инвалидности»,
  • «Для ребенка цель – образование, а не трудоустройство».

Часть подобных психологических барьеров объясняется недостаточной информированностью людей о реальных возможностях инвалидов в образовании и на рынке труда, делают вывод эксперты ЛМИ МГППУ.

Прокомментировать предпочтения инвалидов по специальностям и проблемы их устройства на работу Лаборатория мониторинговых исследований обещает в следующей части своего опроса.

Статистика по стране

В России около 450 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 17 лет. По данным Росстата, около 40% детей-инвалидов не получают образования вообще. На дому обучаются 40 тыс. детей, в системе специального образования – 70 тыс. Около 140 тыс. детей с ограниченными возможностями имеют доступ к обучению в общеобразовательных школах.

Источник: opec.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ