Архив:

Рестораны не для инвалидов?

Визит в ресторан для петербурженки-инвалида стал горьким разочарованием: сотрудники заведения не пропустили ее на день рождения ее подруги

Инцидент произошел около 19.00 5 марта. 19-летняя Виктория Землянская пришла в бар «Доски», располагающийся на Звенигородской улице, вместе с мамой. Девушка имеет первую группу инвалидности по заболеванию опорно-двигательного аппарата и перемещается преимущественно на коляске. Но поскольку многие учреждения, в том числе досуговые, пандусами не оборудованы, маме приходится переносить Викторию на руках.

Подъем на четвертый этаж, где находится ресторан, уже стал подвигом, ведь лифта в заведение не предусмотрено. Внутри уже был заказан столик – в этот вечер отмечался день рождения знакомой Виктории и ее мамы. Гости пришли с цветами, подарками, а главное – хорошим настроением.

Сотрудники заведения благостные эмоции свели на нет. У Виктории и ее мамы зачем-то спросили удостоверения личности (со слов девушки, работники заведения «страхуются», чтобы всем потенциальным потребителям алкоголя было 18 лет). Студенческий билет девушки их не устроил, поэтому маме пришлось мчаться домой за паспортом взрослой дочери. Сама Виктория следующие 20 минут провела в ожидании, когда ее пустят в зал.

- Пока я сидела, одна из сотрудниц мне сказала, что не пустит меня в любом случае, и мама за паспортом может не ехать, - рассказала девушка OK-inform. - Заявила, что «без объяснения причин».

Паспорт девушки спустя время был доставлен, но ее все равно не пустили в заведение. Виктория на месте решила составить заявление с жалобой на сотрудников ресторана – по аналогии протокола, который составляется полицейскими при общении с нарушителями закона.

Сотрудники заведения подписывать бумагу отказались. О том, чтобы предоставить книгу жалоб и предложений, даже не подумали. Виктории посоветовали пожаловаться по контактному телефону ресторана, указанному в меню.

- Как можно жить в городе, если любой выход в общество заканчивается публичным унижением и отказом? - интересуется обиженная.

Вместе с мамой ее до машины провожал целый «охранный конвой» - наверное, чтобы не возвращались. Большего стыда несостоявшиеся клиенты ресторана еще никогда не испытывали.

Виктория уже несколько дней пытается получить объяснение от сотрудников харчевни, но безуспешно. Звонит по телефону, но всякий раз попадает на разных администраторов, знакомых с ситуацией или лично отказавших ей в проходе в банкетный зал.

Предпринял попытку получить комментарий от администратора и корреспондент OK-inform. На другом конце линии администратор, представившаяся Вероникой, потребовала письменно оформить претензию.

Обиженная клиентка тем временем написала жалобу на интернет-форуме, посвященного ресторанной жизни Петербурга. Кто-то, предположительно, сотрудник «Досок» ответил ей, мол, «неудивительно, что вы не прошли в это заведение».

Что предпринять дальше, девушка-инвалид только гадает. Возможно, оформит жалобу в Роспотребнадзор, либо обратится к помощи юристов, чтобы в дальнейшем обратиться в суд. Автор этих строк порекомендовала ей написать жалобу в прокуратуру.

Жалобы на отказ в допуске граждан в организации, оказывающие услуги общественного питания, без внятного объяснения причин, поступают в контролирующие органы постоянно. В ряде объектов общественного питания висят объявления вроде «Охрана имеет право отказать в посещении без объяснения причин». Юристы неоднократно заявляли, что это нарушает права человека – и как потребителя, и как гражданина.

Дело в том, что исполнитель, в соответствии с пунктом 5 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства страны в 1997 году, вправе устанавливать в местах оказания услуг правила поведения потребителей, но не противоречащие законодательству РФ (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие).

В пункте 16 тех же Правил установлено: исполнитель обязан оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с таким намерением, на условиях, согласованных сторонами. Это же положение подтверждается статьей 426 Гражданского кодекса РФ. Она устанавливает обязанность исполнителя предоставить услугу или продать товар всем желающим их приобрести. За отказ от заключения такого договора, потребитель имеет право принять меры по защите своих прав, потребовав возместить ему убытки и моральный вред. Последнее как раз попадает под признаки того, что произошло в ресторане на Звенигородской.

Проще говоря, применяемое увеселительными заведениями ограничение допуска граждан - так называемый «фэйс-контроль» - является противозаконным, поскольку ущемляет права потребителя. Следовательно, на основании пункта 1 статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» такие условия договора являются недействительными и подпадают под статью 14.8, часть 2 КоАП РФ.

OK-inform продолжит следить за развитием истории, больше похожей на недоразумение.

Между тем, ситуации, когда инвалидов не пускают в рестораны, самолеты или другие места и учреждения по каким-то нелепым причинам, происходят в России постоянно. Несмотря на открытость пространства для инвалидов по всему миру, в нашей стране происходит обратная ситуация.

В середине ноября прошлого года Верховный суд признал законным пункт приказа Министерства транспорта от 2007 года, в котором авиаперевозчикам предоставлено право не допускать на борт воздушных судов больных на носилках и пассажиров в инвалидных креслах, если самолет не оснащен специальным оборудованием. Отмены подобной дискриминации людей с ограниченными возможностями давно, но тщетно добивались защитники прав инвалидов и потребителей.

Ситуация, подобная произошедшей в Петербурге на этой неделе, случилась в прошлом году в Екатеринбурге. В начале мая сотрудники кафе не пустили Александра Мокина отметить свой день рождения в кафе, хотя он заранее заказал столик и предупредил, что будет в инвалидной коляске.

Но когда он прибыл на праздник, работники кафе заявили ему, что «своим видом он будет смущать посетителей». Впоследствии они объясняли, что недопуск продиктован тем, что посетитель не прошел «фейс-контроль». Спустя время, после вмешательства Уполномоченного по правам человека, администрация заведения извинилась перед Мокиным.

Этот случай вызвал большой общественный резонанс. Вначале инвалиды-колясочники, а потом и другие люди на интернет-форумах призывали обходить оскандалившееся заведение стороной. В итоге начальство решило прикрыть заведение и поменять название. Когда Мокин написал заявление в прокуратуру, оттуда пришел ответ, что никакого ресторана по указанному адресу нет. Но Александр решил пойти до конца и подал иск в суд - о взыскании с компенсации морального вреда. Суд встал на сторону колясочника и присудил ему 100 тысяч рублей.

Похожий скандал разразился в 2007 году в Самаре. Там студентку Людмилу Костину не пустили в ночной клуб на инвалидной коляске на вечеринку в компании друзей. Охрана сослалась на внутреннюю инструкцию – «людям с телесным повреждением на открытом участке тела вход запрещен».

В конце мая 2012 года в Красноярском крае суд вынес приговор по иску жительницы Минусинска, являющейся инвалидом-колясочником первой группы. Она обвиняла в ненадлежащем обслуживании воздушного перевозчика «Владивосток Авиа» - женщине с полностью парализованными ногами, прилетевшей из Абакана в Москву на срочную операцию, пришлось ждать в самолете почти два часа доставки в аэропорт на спецтранспорте. Суд взыскал с авиакомпании 30 тысяч рублей в пользу женщины.

Ирина Никитина

Источник: ok-inform.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ