Архив:

Хочешь учиться дома? Учись!

Проблема обучения детей-инвалидов для многих родителей более, чем актуальна. В настоящее во многих регионах России появилась возможность дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями. Некоторые вопросы, касающиеся обучения ребят-инвалидов, поступили на «круглый стол», который недавно проведенный в «Мурманском вестнике». Одних интересовали возможности обучения ребенка на дому, других - как для детей с ограниченными возможностями будет организована сдача выпускных экзаменов.

Для инвалидов ЕГЭ не обязателен

Как сообщили в региональном министерстве образования, Рособрнадзором уже разработаны соответствующие правила сдачи экзаменов. Они касаются не только молодых инвалидов, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии, но также и выпускников, обучавшихся по состоянию здоровья на дому, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, находившихся в лечебно-профилактических учреждениях более четырех месяцев.

Все эти ребята, написав соответствующее заявление, смогут проходить итоговую аттестацию в форме ЕГЭ или традиционного экзамена. При этом допускается сочетание разных форм аттестации. Экзамены для таких выпускников организуются с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

У них также есть право подать заявление о приеме в вуз (ссуз) на первый курс как по результатам ЕГЭ, так и по результатам проводимых вузом вступительных испытаний (при отсутствии результатов ЕГЭ). Тем, кто не сдает единый госэкзамен, нужно представить один из документов, подтверждающих ограниченные возможности здоровья:

- заключение психолого-медико-педагогической комиссии;

- справка об установлении инвалидности, выданная медико-социальной экспертизой;

- документ (справка), выданный образовательным учреждением, органом образования, подтверждающий, что поступающий проходил государственную (итоговую) аттестацию как обучающийся с ограниченными возможностями здоровья.

Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, имеющие право на прием в вузы и ссузы вне конкурса, успешно прошедшие вступительные испытания, представляют справку об установлении инвалидности, выданную МСЭ.

Ученик­-надомник

Как известно, не все ребята по состоянию здоровья могут посещать школу и потому находятся на так называемом домашнем обучении. Обычно вопрос - ходить ребенку в школу или нет - решают сами родители, заручившись медицинской справкой-заключением. Вот что об этом сказано в законе РФ «Об образовании», статья 51 п. 2: «Для детей, нуждающихся в длительном лечении, учебные занятия могут проводиться образовательными учреждениями на дому».

Для хронически больных учащихся по заключению клинико-экспертной комиссии (КЭК) медучреждения индивидуальное обучение организуется на дому или в здании школы (постоянно или временно в зависимости от заболевания).

В заявлении на имя директора школы родители указывают предметы и количество часов в неделю. Директор в свою очередь обязан издать приказ о назначении преподавателей и периодичности аттестации ученика в течение учебного года. Проведение обучения на дому подтверждается росписью родителей в журнале учета проведенных занятий. В зависимости от диагноза занятия - по согласованию с родителями - могут проводиться как на дому, так и в школе.

Существует два варианта домашнего обучения для детей-инвалидов: по вспомогательной или по общей программе. Ребята, которые учатся по общей программе, проходят те же предметы, пишут те же контрольные и сдают те же экзамены, что и ровесники, обучающиеся в классах. Но расписание уроков при надомном обучении не такое жесткое, как школьное.

Как правило, это выглядит следующим образом:

для 1-4-х классов - 8 уроков в неделю,

для 5-8-х - 10 уроков,

для 9-х - 11 уроков,

для 10-11-х классов - 12 уроков в неделю.

По окончании обучения по общей программе ребенку выдается такой же аттестат, как и его одноклассникам.

Семейное образование

Учиться дома можно не только вынужденно (по состоянию здоровья), но и по собственному желанию (по желанию родителей). Такая форма называется семейным образованием. Все знания ребенок получает дома от родителей, приглашенных педагогов или самостоятельно, а в школу является лишь для прохождения итоговой аттестации.

В каких случаях родители выбирают именно такую форму обучения? Бывает, ребенок значительно опережает сверстников по умственному развитию, и ему неинтересно сидеть на уроках. Он крутится, мешает одноклассникам и в результате может потерять всякий интерес к учебе. Можно, конечно, «перепрыгнуть» через год (а иногда и через несколько лет) и учиться со старшими ребятами. Но в этом случае ребенок будет отставать от одноклассников по физическому, психическому и социальному развитию.

Случается, что работа родителей связана с постоянными переездами. Когда ребенку приходится каждый год, а иногда и по несколько раз в году переходить из одной школы в другую. А отсюда трудности с успеваемостью, сложности привыкания к новым учителям и обстановке.
Для оформления надомного обучения по собственному желанию родителям необходимо написать соответствующее заявление на имя руководителя муниципального органа управления образованием.

В школе, к которой прикреплен ребенок, издается приказ с указанием обязательной программы, соответствующей возрасту ученика, а также сроков прохождения итоговой и промежуточной аттестации. Затем между школой и родителями заключается договор, где оговариваются права и обязанности обеих сторон, какая роль отводится в обучении ребенка школе, какая - семье, когда и сколько раз будут проводиться аттестации, а также какие лабораторные и практические занятия ученик должен посетить.
В данном случае школьные преподаватели не обязаны приходить к ребенку домой. Он самостоятельно, с помощью родителей изучает установленную программу. Хотя иногда родители договариваются с преподавателями за определенную плату о дополнительных уроках. Но этот вопрос решается исключительно по личной договоренности.

Право родителей самим дать ребенку в семье общее начальное, основное общее и среднее полное образование гарантировано пунктом 3 ст. 52 Закона РФ «Об образовании» и пунктом 2 «Положения о получении образования в семье». Кстати, в этом документе говорится о том, что школа обеспечивает учебниками, программами учебных курсов, оказывает консультативную помощь и осуществляет промежуточную аттестацию.

Родителям, выбравшим семейную форму получения образования несовершеннолетнего ребенка, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка в государственной, муниципальной общеобразовательной школе (статья 40 Закона РФ «Об образовании»). Размер компенсации определяется в соответствии с законом Мурманской области «О региональных нормативах финансирования системы образования Мурманской области».

Как известно, у нас в области вводится дистанционное обучение для детей-инвалидов. Это получение образовательных услуг без посещения школы с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации. Основу образовательного процесса при этом составляет самостоятельная работа учащегося, который может учиться по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контактов с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно. Сегодня пока идет отработка этого вида образования на базе Минькинской школы-интерната.

Одним словом, право выбора у ребенка есть. Остается подумать, какой вариант ему больше подходит.

Источник: mvestnik.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ