Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Генеральная ассамблея Организации Объединенных наций в декабре 2007 года выразила глубокую озабоченность значительным увеличением в мире количества детей-аутистов. Начиная с прошлого года, Генассамблея ООН призвала все страны-члены ООН проводить 2 апреля День распространения информации о проблеме аутизма.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире сейчас около 67 миллионов людей с аутизмом, причем один ребенок из 150 живет с аутизмом. При этом ВОЗ отмечает тенденцию к росту количества таких детей.

Инициатива Генассамблеи ООН о проведении Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма как никогда актуальна, т.к. не только родители мало информированы о такой проблеме, как аутизм, но и многие врачи, в т.ч. и педиатры по-разному оценивают аутизм.

Мнения самих специалистов отличаются вплоть до прямопротивоположных. Одни называют аутизм патологией развития ребенка и психическим заболеванием, другие утверждают, что это одна из форм отклонения в развитии ребенка, а некоторые специалисты аутизм вообще не считают заболеванием и говорят об аутизме как варианте нормы. При этом довольно распространены случаи гипердиагностики аутизма.

Однако в международной практике большинство специалистов считают аутизм следствием неврологического расстройства, которое приводит к нарушению развития ребенка и проявляется в течение первых трех лет его жизни.

В большинстве случаев аутизмом страдают дети, причем независимо от расовой принадлежности, региона проживания, социального или имущественного статуса родителей. Аутизм чаще встречается у мальчиков (соотношение девочек и мальчиков примерно 1:4).

Причины возникновения аутизма до конца не известны, но многие специалисты считают, что помимо наследственных факторов, значительную роль играют экологическая ситуация в месте проживания родителей и ребенка, психоэмоциональные стрессы, отношения в семье и обществе.

При аутизме нарушается способность ребенка к социальным навыкам, контактам с другими детьми и взрослыми, возникаю проблемы как в невербальной коммуникации, так и общению при помощи речи. У детей с аутизмом часто встречаются ограниченные и повторяющиеся модели поведения. При всем этом интеллект ребенка не страдает, а в некоторых случаях может гораздо выше, чем у его сверстников.

По мнению швейцарских нейрофизиологов Генри Маркрам и Камиллы Маркрам аутизм возникает при избытке получаемой ребенком информации и является своеобразной защитной реакцией, при помощи которой ребенок старается оградить себя от излишней информации и отгораживается от внешнего мира.

Значительной проблемой является отсутствие четких критериев диагностики аутизма, а ведь раннее начало реабилитации при вовремя установленном диагнозе дают ребенку значительные шансы стать полноценным членом общества. В России проблема диагностики аутизма многократно усиливается из-за недостатка специалистов в этой области. Многие специалисты в области психиатрии, которые чаще всего занимаются лечением детей с аутизмом, часто не понимают саму сущность аутизма. Не меньшей проблемой является и недостаточное финансирование коррекционных дошкольных детских учреждений, где занимаются реабилитацией детей-аутистов, да и самих реабилитационных учреждений в настоящее время явно недостаточно.

Хотя мировая практика показывает, что дети с аутизмом нуждаются в регулярных занятиях по специальным методикам, не менее важным для них является общение с обычными детьми в условиях детского сада и школы. Препятствия возникают и здесь: как со стороны родителей обычных детей, так и преподавателей, идущих у них на поводу в нежелании, чтобы их ребенок учился вместе с «умственно отсталым».

Опыт западных стран в обучении детей с аутизмом в обычной общеобразовательной школе для России вряд ли будет применим, во всяком случае, на сегодняшний день, т.к. современное российское общество явно не готово принять детей с аутизмом, к тому же налицо острая нехватка подготовленных специалистов, владеющих методиками работы с детьми-аутистами. И в приказном порядке эту проблему не решить.

Проблема аутизма настолько серьезна, что многие просто не осознают всех ее масштабов. И, прежде, чем приступать к решению проблемы, эту проблему надо озвучить, чтобы ее осознали родители, педагоги, государственные чиновники и родители обычных детей. Именно поэтому Генеральная ассамблея ООН призвала все страны, которые являются членами ООН, а также соответствующие структуры ООН, государственные и общественные организации активно распространять информацию о проблеме аутизма для повышения информированности как о самом аутизме, так и людях, которые с ним живут.