Архив:

Неограниченные невозможности

Увидят ли зрячие казахстанцы то, что Путин показал наглядно?

На прошлогодних президентских выборах в России в call-центре тогда еще кандидата Владимира Путина работали незрячие телефонистки. В Пакистане дорого ценятся слепые муллы – говорят, они умеют читать Коран так, как не дано ни одному здоровому человеку. Даже в отсталой африканской Уганде наиболее прибыльные места на рынках отданы торговцам с ограниченными возможностями – так местные власти поддерживают на плаву своих самых уязвимых граждан. А в просвещенном и быстроразвивающемся Казахстане из полумиллиона инвалидов трудоустроены… чуть больше 3%. Парадокс да и только!

Поучиться милосердию у угандийцев, мудрости – у пакистанцев и дальновидности – у россиян на прошлой неделе призвали общественники Казахстана. В стране стартовал амбициозный проект по трудо­устройству и развитию предпринимательства среди женщин с ограниченными возможностями. Его организаторы замахнулись на практически невозможное: избавить казахстанцев, которых теперь принято называть "особенными", от знака "минус", присвоенного им обществом, а это самое общество – от страхов и стереотипов.

Дозвониться до людей

Люди с физическими недостатками, уверены в фонде развития предпринимательства "Даму", могут работать не хуже, а то и лучше своих здоровых соотечественников. Главное – недостаток превратить в достоинство.

– Каждому такому человеку надо использовать свои преимущества, – говорила на презентации проекта председатель правления "Даму" Ляззат Ибрагимова. – В Алматы есть очень интересный пример: незрячий человек стал профессиональным массажистом. То есть свой недостаток он сделал уникальностью и сейчас прекрасно работает и развивает свой бизнес.

К слову, личным массажистом первого президента России Бориса Ельцина тоже был незрячий инвалид. Поговаривают, что он обладал уникальным талантом и распознавал даже самые невидимые "точки" на теле своего высокопоставленного клиента. К слову, когда-то с этим массажистом учился в Кисловодском медицинском колледже (современное название) незрячий казахстанец Сейтжан Калепов, который и поныне удивляет алматинцев высоким искусством лечебного массажа.

– Когда я была в Пакистане, то с удивлением узнала, что там люди с нарушением зрения шикарно живут, потому что они ценятся в мечетях как лучшие чтецы Корана, – продолжила председатель ассоциации женщин с инвалидностью "Шырак" Ляззат Калтаева. – Еще я знаю, что во время предвыборной кампании Путина в call-центре, который работал на него, почти 90% операторов были люди с нарушением зрения. При этом они четко отвечали на все вопросы звонивших. Еще один пример: люди с нарушением слуха отлично работают на шумных предприятиях. Во-первых, они хорошо сосредотачиваются на работе, а во-вторых, шум на производстве им не вредит. Поэтому я считаю, что при трудоустройстве к таким людям надо относиться с точки зрения их сильных сторон. И никак иначе.

В широко закрытые двери

Впрочем, пока на отечественном рынке труда все наоборот. Трехпроцентная квота для инвалидов игнорируется практически всеми работодателями. Никто не хочет связываться с "не такими, как все". Избегают "особенных" казахстанцев и банки. По словам Калтаевой, инвалиду получить кредит на развитие бизнеса практически невозможно. Страховые отделы, говорит она, "заворачивают" дела таких клиентов по умолчанию.

А между тем в своей "Стратегии-2050" президент подчеркнул важность "создания условий, при которых работодатели будут активно привлекать к работе социально уязвимые слои населения". "Прежде всего это касается людей с ограниченными возможностями, – уточнил глава государства. – Так поступают в развитых странах мира. Мы должны создавать условия для их полноценной трудовой деятельности. Государственные пособия должны получать только те, кто реально не может работать. Те компании и корпорации, которые берут на работу инвалидов и создают им условия, должны поощряться".

Известен случай, когда компания сотовой связи Kcell была готова принять на работу женщин с ограниченными возможностями. В их обязанности входило отвечать на звонки клиентов в корпоративном call-центре. И все бы хорошо, но компания не учла одного: новым сотрудницам необходимы особые условия работы – так, в здании не было туалета для инвалидов-колясочников. В результате благородная задумка так и осталась на бумаге.

– Так всегда и происходит: все упирается в, казалось бы, простые и вполне решаемые вещи, – сетует председатель "Шырака". – А ведь в мире существует множество не затратных, но весьма эффективных мер помощи таким людям. Самый простой пример: в Республике Уганда люди с инвалидностью часто работают на рынках. Правительство об этом знает, а потому обеспечивает их торговыми площадями на самых проходных местах. Таким образом власти этой африканской страны выравнивают возможности между здоровыми торговцами и теми, у кого есть инвалидность.

Аргумент и авторитет

Чтобы уравнять возможности казахстанских инвалидов с возможностями здоровых людей, организаторы проекта по трудоустройству и развитию предпринимательства среди женщин с ограниченными возможностями предлагают провести открытые слушания с участием чиновников и законотворцев. Пересмотреть свою политику они просят и кредитные организации. Ну а главное, считает Ляззат Ибрагимова, таким людям надо дать возможность почувствовать себя частью общества. А для этого надо научиться их хотя бы замечать!

– В Алматинской области живет очень интересная женщина, – рассказывает Ибрагимова. – Свою первую швейную машинку она купила еще в 1974 году. Недавно она обратилась за помощью через наш сайт, и добрые люди, тоже предприниматели, купили ей новое швейное оборудование. После этого ей удалось выйти на совершенно новый уровень: она начала шить варежки для местного завода и костюмы для школьников. Сейчас к ней на примерку ходят дети, она с ними общается и получает не только стабильный доход, но и ощущение удовольствия от жизни, от того, что она является частью общества. Это самое главное, что дарит наш проект.

По казахстанскому законодательству бизнесмены, на чьих предприятиях трудится больше 51% инвалидов, освобождаются от уплаты НДС и соцналога. Пока этот весомый "аргумент" помог трудоустроиться всего 3% людей с ограниченными возможностями – капля в море, если учесть, что в стране проживает 563,1 тыс. инвалидов.

Алматинец Руслан Губарев – один из тех, кто не боится принимать на работу людей с ограниченными возможностями. Сегодня в его ТОО трудятся 12 инвалидов разных категорий. Всего в компании по поставке техники 18 сотрудников.

– Всех этих людей надо рассматривать индивидуально, – советует Губарев. – Они могут выполнять и офисную, и даже производственную работу. У нас есть сотрудники, которые не могут сидеть в офисе, но прекрасно справляются с работой на дому, удаленно.

– Надо понимать, что люди, которые трудоустраивают инвалидов, берут на себя большую ответственность: за их здоровье, за их пребывание на рабочем месте и т.д., – говорит инвалид по зрению Александр Сапелкин. – Мы видим, что сам президент вручает награды бизнесменам в связи с их социальной ответственностью, но совсем не поднимаем авторитет тех людей, которые трудоустраивают инвалидов.

В конце этого года в Казахстане планируется вручить первую бизнес-премию, учрежденную экономической и социальной комиссией для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Это приз для тех компаний, которые в течение года создавали для инвалидов рабочие места, товары и услуги. Найдет ли эта награда своего героя в нашей стране – большой вопрос.

Между тем

В январе Казахстан получил награду от Программы развития ООН (ПРООН) за трудоустройство инвалида Али Аманбаева на должность внештатного советника главы Минтруда.

Во втором ежегодном конкурсе историй успеха ПРООН участвовало более 120 историй о позитивных изменениях в жизни людей по всему миру. В своей истории Казахстан рассказал об Али Аманбаеве, которому пришлось бороться за свои права с пяти лет – в этом возрасте ему диагностировали серьезную болезнь и присвоили инвалидность.

"Одним из ярких примеров перемен в стране является назначение Али на должность внештатного советника министра труда и социальной защиты, – отметили в ПРООН. – Впервые человек, имеющий инвалидность, занял такую высокую должность".

"В Нью-Йорке на заседании совета директоров Программы развития ООН состоялась презентация сборника "Вестник развития", в который вошли 12 лучших историй успеха со всего мира, – говорится в сообщении ПРООН. – История из Казахстана о лидере Союза организаций инвалидов Казахстана, первом советнике министра из числа людей с ограниченными возможностями Али Аманбаеве получила признание международного жюри".

Татьяна Куан

Источник: mk-kz.kz

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ