Архив:

Лучше поздно, чем никогда

Российские власти занялись сиротскими проблемами. Несмотря на позицию Минфина, деньги на их решение будут выделены

Проблемы детей-сирот, фактических и социальных, неожиданно вышли на первый план в работе правительственных чиновников. Таковы последствия принятия американцами «закона Магнитского» и нашего ответа на него – «закона Димы Яковлева», который запретил зловредным янки усыновлять российских детей. Обмен законодательными ударами проблему для нас не исчерпал. Запретить-то запретили, а что дальше? Надо же как-то показать, что у сирот есть альтернатива на Родине, что ими тут активно занимаются.

Таким образом благодаря американскому акту к жизни наших детей без родителей оказалось привлечено самое пристальное внимание, за что заокеанским законодателям следовало бы сказать отдельное спасибо, хотя на такой эффект они совсем не рассчитывали.

Тем не менее наша законодательная машина развернулась в этом направлении и покатилась по нему на всех парах, не ведая, как много трудностей ожидает ее впереди. В результате к 1 марта в Госдуму РФ будет внесен пакет законопроектов, стимулирующих семейное устройство детей-сирот в России. Ожидается много нововведений как в оформлении документов усыновителями, так и в различных финансовых льготах для них.

Это стало возможным благодаря распоряжению Владимира Путина, в котором он 28 декабря (в тот же день был принят и «закон Димы Яковлева») поручил правительству продумать меры по поддержке российских приемных семей.

Не прошло и двух месяцев, как правительство разработало план действий на 40 млрд рублей. Пресс-секретарь вице-премьера Ольги Голодец Алексей Левченко, которого цитирует «Коммерсантъ», пояснил: «40 млрд – это оценочная цифра, которая включает единовременные выплаты в 100 000 рублей усыновителям, увеличение пособий для опекунов детей-инвалидов, налоговых вычетов, улучшение работы органов опеки и другие меры».

Теперь усыновителям станет легче как собирать документы на усыновление, так и отчитываться о потраченных детских пособиях. В последнем случае будет отменена мелочная дотошность в детализации расходов. Исчезнет и требование об обязательной 16-летней разнице между ребенком и приемным родителем, не состоящим в браке. Это важно, если речь идет об усыновлении безопечного ребенка молодым холостым родственником.

Странно было бы, если бы в общем потоке инициатив чиновники забыли о таком сомнительном благе для усыновителей, как налоговый вычет. Но они о нем помнят. Один из законопроектов предполагает внесение изменений в Налоговый кодекс РФ, предусматривающих возвращение части уплаченного НДФЛ за каждый месяц налогового периода с усыновителя в размере 1400 рублей на первого ребенка, 2000 рублей на второго и 4000 рублей на третьего и каждого последующего, а также 12 000 рублей на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет. С опекуна, попечителя, приемного родителя сумма возвращенного налогового вычета меньше – по 1400 рублей на первого и второго ребенка, по 3000 рублей на третьего и на ребенка-инвалида до 18 лет. Если родитель воспитывает приемного ребенка один, то налоговый вычет возвращается ему в двойном размере.

Полезная вроде бы мера, но тот, кто занимался получением налогового вычета, например, на обучение детей, знает, как невыносимо много документов надо на него собрать и какие необъятные бумажные простыни заполнить в налоговой, ломая при этом голову, от какой строки какую отнимать и что писать в пустые запутанные графы. За все эти страдания спустя несколько месяцев на счет плательщика в банке приходят такие незначительные суммы (возвращают только безналом и не спеша), что многие машут на вычет рукой и прощают его государству: время дороже. Не зря у окошек налогового вычета в инспекциях никогда нет очередей и вообще никого. К тому же если родитель получает серую зарплату в конверте, то и вычет он получит с гулькин нос.

По новым законам усыновителям теперь будут выплачиваться пособия в размере 100 000 рублей за усыновление детей с инвалидностью, детей старше семи лет и детей, связанных узами кровного родства – их труднее всего устроить в семьи. Последних (например, брата и сестру) нельзя разделять и надо устраивать в одну семью, что может позволить себе не любая из них. Хотя если смотреть в корень проблемы, то усыновлению мешают не столько сложности со справками и отсутствие пособий, сколько низкий уровень доходов потенциальных усыновителей и недостаток жилплощади.

Эксперты тут же обратили внимание на некоторые несостыковки в новых законах. Так, психолог, руководитель Института развития семейного устройства Людмила Петрановская считает, что детей с инвалидностью не будут усыновлять потому, что другие формы семейного устройства, например, опека или приемная семья, позволяют сохранить больному ребенку медицинские квоты, в то время как усыновленные дети и дети в кровных семьях имеют меньше шансов на такие квоты. Кроме того, опека, патронат или приемная семья сохраняют право ребенка на получение жилплощади от государства по достижении совершеннолетия, а при усыновлении ребенок лишается такого права. По поводу последнего обстоятельства законы не предлагают никакой альтернативы.

Нет в законопроекте и финансовой ответственности людей, которые, получив пособие, потом захотят вернуть ребенка обратно в детдом. Такое происходит не так уж и редко – 5000 раз в год. При новых пособиях количество возвратов может возрасти еще.

Эксперты считают, что вместо того, чтобы отбирать детей у неблагополучных семей и отдавать их в детдом, следует сместить акценты на усиление работы с такими родителями, помогая им выбраться из трудной жизненной ситуации, найти работу и тому подобное.

«Решение проблемы социального сиротства всегда начинается с кровной семьи, с того, как эти дети попадают в детские дома, и что надо делать, чтобы они туда не попадали, – говорит Людмила Петрановская. – Нужна соответствующая инфраструктура, хелперские службы, которые по договору с органами опеки и попечительства могли бы оказывать кризисной семье поддержку и сопровождать ее. Сами органы опеки не могут справиться с такой задачей: их этому не учили, их задача – контролировать, а не помогать, и у них просто нет ресурса для этого».

Далее, считает психолог, нужно улучшить работу с детскими сиротскими учреждениями. Сегодня, говорит она, детские дома «калечат детей так, что у них происходит расстройство привязанности» и они потом не могут жить в семье.

«Вся мировая система семейного устройства детей, оставшихся без родителей, существует в виде двух подходов: это усыновление и профессиональная семейная замещающая забота, – говорит Людмила Петрановская. – За счет усыновления проблема детских домов нигде и никогда не была решена. Проблема детских домов решается за счет профессиональной замещающей семейной заботы, когда люди воспитывают таких детей у себя дома. В разных странах это по-разному оплачивается, но это всегда оплата, профессиональный рост. Именно такая работа позволяет выводить из сиротской системы не только маленьких, здоровых, а самых разных – больных, трудных, подростков».

С органами опеки в плане усыновления тоже все не очень здорово. «Для органов опеки каждый приходящий к ним приемный родитель – это лишняя головная боль, – говорит Петрановская. – Им было бы спокойнее, если бы эти люди вообще никогда не появлялись бы на пороге, а дети оставались в детских домах».

А у детских домов есть свои резоны не отдавать детей усыновителям. Их руководство боится, говорит психолог, что если детей разберут в приемные семьи и количество воспитанников детдома сократится до 30-40 человек, его просто закроют. А это ведь работа, должности, финансирование. «Поэтому часто в детских домах приемным родителям говорят, что ребенок больной, ненормальный, неуправляемый, чтобы родители передумали его забирать».

Главное финансовое ведомство страны, Минфин, не обрадовали новые расходы на выплату пособий усыновителям. Оно долго не соглашалось с законопроектом, предложенным Минобрнауки, рассказал его глава Дмитрий Ливанов. По прогнозам министерства, в 2013 году на платежи смогут рассчитывать 3824 семьи, в 2014-м – 4082, в 2015-м – 4215. С учетом дополнительных расходов для реализации идеи из бюджета в 2013 году надо выделить 438 млн рублей, в 2014-м – 518 млн рублей, в 2015-м – 579 млн. Также для содействия приемным семьям планируют привлечь дополнительных специалистов в органы опеки. На оплату их труда каждому субъекту РФ надо будет выделить порядка 14 млн рублей, говорится в финансово-экономическом обосновании к законопроекту.

Деньги выплачиваются и сейчас, но небольшие. Пособие приемным родителям в среднем составляет порядка 12 000 рублей в месяц. «Максимальное пособие на детей-инвалидов, известное мне, – 17 000 рублей в месяц. Этого хватает только на необходимые лекарства», – цитируют «Известия» директора школы надомного обучения № 637 Ирину Матвееву, работающую с детьми-инвалидами.

Хуже всего обстоят дела с усыновлением детей-инвалидов. Это могут позволить себе только достаточно обеспеченные люди. По данным ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ», только 20% приемных семей, усыновивших детей-инвалидов, пользуются положенными им льготами, остальные же в них не нуждаются.

Неожиданно обозначилась еще одна грань проблемы. Оказывая помощь усыновителям, государство забывает о семьях, которые растят собственных детей-инвалидов, а они не меньше нуждаются в поддержке.

«Люди уже говорят о том, чтобы сдать детей в интернат, а потом снова усыновить их, получив пособие. Я думаю, все семьи с детьми-инвалидами имеют право на равную поддержку», – говорит президент «ГАООРДИ» Маргарита Уранчеева.

По данным Минобрнауки, сейчас в детских домах России находятся 14 535 детей-инвалидов, 83 931 ребенок старше семи лет и 72 322 ребенка, имеющих в детдомах несовершеннолетних братьев и сестер.

Законодателям есть еще над чем поработать.

Александр Романов

Источник: http://www.km.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ