Архив:

Возможности трудоустройства для людей с аутизмом

Взрослые люди с аутизмом могут быть бесценными работниками благодаря своим уникальным особенностям. Но чтобы они смогли их проявить и стать при этом полноценными членами общества, работодателю необходимо учитывать особенности поведения и восприятия аутичных людей, а также адекватно использовать их сильные стороны, рассказала РИА Новости педагог-психолог центра социальной адаптации профессиональной подготовки технологического колледжа №21 Галина Головина.

"Несмотря на то, что люди с расстройством аутистического спектра (РАС) точно, педантично и скрупулезно выполняют работу, которой были обучены, лишь у очень небольшого числа людей с аутизмом есть работа", — рассказала РИА Новости Галина Головина. Причина совершенно очевидная и общая для всех — слабо развитые социальные и коммуникативные навыки. Действительно, получить профессию человеку с аутизмом легче, чем найти работу. При этом зарубежный опыт показывает, что при адекватном менеджменте люди с РАС оказываются уникальными и незаменимыми работниками во многих областях.

Организация труда человека с расстройством аутистического спектра в целом соответствуем правилам хорошего менеджмента любых других сотрудников. С тем лишь отличием, что нейротипичные люди понимают принципы социальной коммуникации, не проговаривая их и без специальных инструкций, а аутичные люди, в силу того, что социальная адаптация не сформирована до конца, живут правилами, которые должны быть четко сформулированы.

"Нужно также учитывать, что спектр аутизма очень широкий. Люди с синдромом Аспергера более склонны к аналитической работе. Те, у кого Синдром Каннера, — они больше для ручной работы", — добавляет эксперт.

1. Организовать рабочее пространство

Вопреки расхожему мнению, человеку с аутизмом не нужно постоянное уединение и отгороженность от всех. Головина считает, что "маленькие норки способствуют усилению аутической симптоматики". При организации рабочего пространства аутичного человека необходимо учитывать сохраняющуюся во взрослом возрасте боязнь больших пространств, гиперчувствительность к звукам и стремление обозначить границы личностного пространства.

"Им правильнее сидеть так: спиной к стене (за спиной ничего не происходит, нет движений и звуков — спина защищена), лицом — к открытому пространству и другим людям. Это удерживает их от погружения во внутренний мир. Если этого не соблюсти, то примерно через месяц они могут аутизироваться так, что их уже оттуда будет трудно вырвать", — пояснила педагог-психолог.

Также она отмечает, что если над рабочим местом будет слишком высокий потолок, пространство от стены до стены будет слишком большим или, к примеру, будет беспрерывный шумовой фон — такая обстановка станет сильным стрессом для человека с аутизмом, а скорость и качество работы резко упадут.

2. Четко сформулировать задачу, обозначить сроки

Любой человек, страдающий синдромом аутизма, легко выполняет понятные ему инструкции, а также придерживается заведенного распорядка. Однако зачастую им бывает трудно самостоятельно распланировать свою работу — в этом случае нужно это сделать за них. "Четко обозначить последовательность задач в работе и их взаимосвязь. Обязательно обозначить окончание работы, потому что завершенность действия им тоже трудно отслеживать", — считает психолог.

Для человека с аутизмом важно визуальное подкрепление и опора на цифры. "Если стоит, к примеру, задача найти и собрать в интернете

какую-то информацию — для ребят с сохранным интеллектом это очень комфортная работа — нужно определить, до какой степени он должен собрать ее. Необходимо задать критерии качества и завершенности действия — например, обозначить, что отсмотреть он должен 100 сайтов", — объяснила она.

3. Простая речь без метафор

Объяснять рабочую задачу, распорядок рабочего дня нужно простым и понятным языком. Речь, наполненная метафорами, сравнениями, пословицами или поговорками, вряд ли будет понята человеком с расстройством аутистического спектра. "Речь должна быть ровная и простая, без аналогов и ассоциаций, без метафор и поговорок. Как правило, это только раздражает. Связано это с нарушениями вербального интеллекта", — отмечает Головина. У людей с РАС зачастую возникают сложности с пониманием слов из абстрактной категории. "Слова вроде бы простые, но все равно непонятные — доброта, например. Зато он знает, что есть хорошо и что плохо, больно или не больно, обидно или не обидно", — заметила она.

Если есть необходимость в использовании абстрактных понятий, психолог посоветовала, четко объяснить аутичному человеку, что конкретно имеется в виду. "Как правило, это хорошо усваивается, но без специального объяснения сами они не знают", — уточнила Головина.

4. Убедиться, что инструкцию услышали и поняли

Общей особенностью для всех людей с аутизмом является трудность с ответом на поставленный вопрос. "Если с ними необходимо общение и обратная связь, тут необходимо помочь, подсказать, какого характера ответа от них ждут, о чем речь идет, о чем спрашивают", — рекомендует психолог.

Также Головина отмечает, что иногда бывает трудно понять, слушает ли аутичный человек то, что ему в данный момент говорят. "Постоянно нужно убеждаться в том, что контакт есть. Так как сохраняется трудность визуального контакта, им периодически нужно напоминать "на меня посмотри, пожалуйста". Как только есть визуальный контакт, есть включение", — объясняет эксперт.

Для того чтобы убедиться, что работник понял поставленную задачу, можно попросить его повторить, что от него требуется. Если он не сможет повторить, значит он в этот момент "вылетел" и не слушал. В этом случае необходимо уточнить, что именно было непонятно, либо еще раз повторить.

5. Человек, которому можно доверять

Ввиду сложностей, которые аутичные люди испытывают с социальной коммуникацией, адаптацией и взаимодействием, зачастую на рабочем месте им необходим человек, к которому они могут обратиться за помощью. Так как в самой работе людям с аутизмом редко бывает нужна помощь, если он этой работе уже обучен, то наставник ему необходим для разрешения вопросов, связанных с социальной коммуникацией. "Отношения и социальные контакты у них не сформированы или сформированы неадекватно, то есть они могут непривычно для нейротипичных людей среагировать на какие-то ситуации социального взаимодействия", — напоминает эксперт.

Аутичному человеку важно, чтобы в коллективе был тот, кто его выслушает, поймет и поможет вернуть душевное равновесие. "Например, если аутист идет по коридору, а ему навстречу двое коллег, которые расступаются, чтобы его пропустить. Для аутиста может быть трудно пройти между ними в этом случае, он может остановиться и потребовать "нет, вы все в одну сторону сдвиньтесь, пожалуйста". А если его не поняли, или не послушались, может быть бурная реакция — глубокое переживание о том, что его не слышат, не понимают. А он даже не всегда скажет, почему для него это важно", — сказала Головина.

6. Уважение к личностным проявлениям

Для людей с расстройством эмоционально-волевой сферы могут быть крайне важны вещи и события, на которые нейротипичные люди будут реагировать сдержанно. Так, например, если в момент, когда аутичному работнику дают инструкцию, а у него зазвонил телефон, или произошло другое, важное для него событие, психолог советует реагировать на это с уважением к личностным особенностям. Небрежное отношение к тому, что для аутичного человека важно, может его глубоко ранить или даже вызвать аффективный всплеск. "Он может среагировать достаточно резко, и часто бывает трудно его успокоить потом. Все, что связано с его личностными особенностями, нужно уважать. Если он свою вещь положил, трогать нельзя, перекладывать нельзя. Их личностное пространство на эти вещи полностью распространяется. Для него это как если его руку или ногу переложить", — говорит эксперт.

Этих сложностей можно будет избежать, если зафиксировать определенные правила и, например, договориться с работником, что личные, ценные ему вещи, в начале рабочего дня он кладет в ящик, а по окончании работы забирает. "Любой человек с расстройствами аутистического спектра очень силен на правила. Это для них — мощная опора. Социальная адаптация не сформирована до конца, поэтому они живут правилами", — отмечает психолог. Если правило сформировано, то маловероятно, что человек с РАС его нарушит.

7. Соответствующая мотивация

Так как в структуре ценностей человека с расстройством аутистического спектра нет социально-полезного труда, едва ли не единственной мотивацией к работе может быть интерес. Монотонная деятельность, если к ней нет интереса, истощает аутичного человека. "Их бывает довольно сложно замотивировать. Если поставить задачу работать с цифрами, таблицами, искать что-то в интернете, то даже если эта работа однообразна, она им понятна, и, как правило, интересна, и чем дальше, тем с большим и большим удовольствием он трудится. Если эта работа связана с социальными действиями, он выполнит разок, а потом начнет протестовать, делать плохо, не усваивать инструкцию — в общем, будет защищаться, как умеет", — отмечает Головина.

8. Авторитетная критика

В силу особенностей восприятия аутичного человека, у него, как правило, специфическое отношение к критике и похвале. Указать на ошибку аутичному человеку может только авторитетный для него человек, отмечает психолог. "Если нужно сказать об ошибке человеку с аутизмом, лучше начинать речь с позитивного подкрепления: "Все хорошо, ты молодец. В этом месте нужно подправить/доделать, я знаю, что ты справишься". Такое авансирование нужно для того, чтобы ему хотелось соответствовать", — говорит эксперт. При этом она подчеркивает, что важно, указывая на ошибку, не переходить на личности.

Если действия аутичного человека оценивает человек, который для него авторитетен, то критика и похвала будут восприняты адекватно. В противном случае, по мнению педагога-психолога, аутичный человек либо вообще не заметит оценки своих действий, либо она будет его раздражать, или он сочтет ее оскорбительной. В качестве примера Головина приводит студента с синдромом Аспергера, одаренного в математике: "Похвалить, осудить или что-то резко сказать ему может только профессор математики. Просто преподаватель, не имеющий звания, будет раздражать. Тот, у кого есть образование, должность и авторитет, может учить, давать инструкции, делать замечания, и это будет восприниматься адекватно".

9. Неожиданное должно планироваться

Любой человек, получая задачу с пометкой "срочно" в тот момент, когда у него в работе находится другая задача, чувствует себя неуютно, но может с этим ощущением справится. Для аутичного человека, замечает психолог, заняться внеплановой работой будет практически невозможно. Если он все же сможет себя пересилить, то в любом случае это будет для него очень мучительно, и почти наверняка вызовет протест. "Для аутичного человека это страшный стресс. Он даже может согласиться выполнить срочную задачу, но после этого эмоционально "развалится" на неделю. И к прежней работе он вернуться не сможет", — считает психолог.

При этом она отмечает, что неожиданность, включенная в план аутичного работника скорее всего не вызовет у него отрицательной реакции. "Если есть понимание, что может произойти что-то срочное, нужно планировать его занятость, например, до обеда, а после обеда ставить новую задачу", — говорит эксперт.

10. Зона отдыха


Чтобы поддерживать нормальное эмоциональное состояние в течение рабочего дня, любому человеку необходимы короткие передышки. Психолог отмечает, что для таких перезагрузок людям с аутизмом в идеале необходим тихий уголок, где можно уединиться. "У них бывают истощения, и вы никогда не догадаетесь, с чем они связаны, как правило, с внутренними переживаниями. Ну, например, трамвай пришел непривычного, не того цвета, а он все равно вынужден был в него сесть, и он переживает по этому поводу", — поясняет эксперт.

Важно, чтобы в комнате были часы, а с работником было четко оговорено, сколько времени он может там быть. "Можно прямо песочные часы ставить, иначе он там может зависнуть надолго, потому что они времени не замечают. Это профилактика эмоциональных срывов", — объяснила Головина.

Система занятости для людей с ограниченными возможностями в России, к сожалению, пока развита слабо. Бытует мнение, что человек с расстройством аутистического спектра не пригоден для обычной трудовой деятельности. Однако некоторые особенности аутистов позволяют им не просто успешно работать, но и развивать достойную карьеру.

Так, например, по мнению создателя курсов для высокофункциональных аутистов Эстер Цабар, люди с особенностями развития могут быть весьма успешны в трудовой сфере. Она объяснила принцип подготовки специалистов, которые в дальнейшем занимают тестированием различных программ и техники. "На первом этапе нашей программы мы рассматриваем заявки и, к сожалению, не всех можем принять, потому что требования в сфере hi-tech очень высокие. Кандидат должен быть хорошим специалистом и превосходно знать английский язык. После отбора мы реализуем трехмесячный план обучения тому, как можно проводить тестирования на примере различных программных продуктов. Кроме этого мы обучаем социальным, коммуникативным навыкам", — рассказала эксперт. После обучения выпускники курсов поступали на работу в ведущие мировые компании в технологической сфере. У них могут возникать проблемы в общении с коллегами или же они оказываются неспособными работать в больших комнатах, но, по словам Цабар, это решается благодаря грамотному диалогу между руководством и новым сотрудником.

Источник: ria.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ