Архив:

Внесите лампу в сумерки души

Наше знакомство произошло в Липецком академическом театре драмы, куда Надежда Астахова, председатель регионального отделения общероссийской общественной организации «Новые возможности», привела группу молодых инвалидов по психическим заболеваниям. Оказалось, все они — завзятые театралы, а в тот день шел один из любимых ими спектаклей — «Полковник Птица» по одноименной пьесе болгарского драматурга Христо Бойчева.

Случись эта встреча на улице, в магазине или в общественном транспорте, я бы не обратила на них особого внимания — обычные люди. Вглядываясь в спокойные приветливые лица моих собеседников, признаюсь, я все искала — и не находила признаков недуга.

— Современная жизнь переполнена стрессами. Каждый день мы находимся в состоянии высокой нервной напряженности. Это опасно и для психики, и для здоровья в целом, — рассказывает Надежда Астахова. — Напряжение перерастает в депрессию и может дать толчок более глубоким нарушениям. Какое-нибудь негативное событие — потеря работы, развод, болезнь или смерть близкого человека — способно спровоцировать психическое заболевание.

В психоутопии Христо Бойчева о жизни душевнобольных в заброшенном в горах приюте, по которой и поставлен спектакль «Полковник Птица», среди россыпи афоризмов есть и гениальный рецепт лечения людей с расстройствами психики: обращаться с ними надо так, как будто они абсолютно здоровы.

— Одна из основных задач — снять с наших пациентов клеймо психиатрической стигмы (стигма — метка, ярлык, клеймо. — Авт.), — говорит врач-психиатр, координатор «Школы психического здоровья» Юлия Ремзина. — Из страха, что этот диагноз не только станет приговором для них самих, но и бросит тень на ближайшее окружение, люди, которые страдают каким-либо видом душевного недуга, и их родственники не решаются обращаться к специалистам. И поэтому долгие годы больные остаются без лечения. Вокруг такого пациента образуется вакуум общения, и он все больше замыкается в своем болезненном мироощущении. На занятиях в студии арт-терапии мы стремимся пробиться к их сознанию, задействовав скрытые резервы психики.

— Новые возможности у липецких душевнобольных появились в 2006 году вместе с созданием одноименной общественной организации, — считает ее руководитель Надежда Астахова. — Цель ее создания — добиться внимания государственных структур и общества к проблемам наших подопечных и обеспечить им условия для социальной адаптации.

По инициативе Астаховой открылась студия арт-терапии при «Школе психического здоровья» Липецкого психоневрологического диспансера. За реализацию проекта взялась Юлия Ремзина — тогда выпускница Московского НИИ психиатрии.

… Собравшиеся вокруг большого стола в актовом зале диспансера на одном из занятий в студии арт-терапии обсуждают сценарий будущей театральной постановки. Сценарий написан самими пациентами. Роли в спектакле будут исполнять не живые актеры, а куклы, тоже сделанные их руками. Каждая воплощает какие-то черты личности своего создателя — как реальные, так и те, которыми он хотел бы обладать. В сложном сценическом взаимодействии персонажей спектакля проигрываются ситуации, с которыми пациентам приходится сталкиваться в реальной жизни, корректируются поведение и реакции.

Все это — один из видов методики, которая с успехом применяется в психоневрологическом диспансере для лечения душевнобольных. На занятиях каждый волен выбрать, что ему больше нравится, — рисование, лепка, вязание, вышивка или изготовление мягких игрушек. Но, как правило, студийцы предпочитают посещать все занятия сразу.

— Творчество — та лампа, которая помогает осветить дорогу бродившей в потемках душе. Некоторые пациенты ходят сюда уже несколько лет. Даже те, кто не нуждается в лечении. Это, скорее, клуб по интересам, где встречаются хорошие друзья, — поясняет Юлия Ремзина. — Овладевшие приемами психокоррекции пациенты — а среди них есть прирожденные психотерапевты — помогают освоиться новичкам. Кто сам хорошо владеет компьютером — обучает других. Кто-то отлично сочиняет сценарии к праздникам и дням рождения, кто-то прекрасно рисует.

Здесь открываются такие таланты, о которых люди и сами не ведали.

Хотите убедиться в этом — посетите выставки творческих работ инвалидов по психическим заболеваниям, которые регулярно устраиваются в Музее народного и декоративно-прикладного искусства. Работы липецких арт-студийцев получают дипломы, занимают призовые места на межрегиональных и международных выставках. Некоторые из них украшают холл Московского НИИ психиатрии.

Потенциал у психически больных гораздо больше, чем это принято считать. При умелой организации, учитывающей особенности их здоровья, эти люди могут успешно трудиться, сами себя обеспечивать. Терапевтический эффект от занятий и от того, что пациенты реально видят плоды своих трудов, огромный. Они начинают верить в себя, чувствовать вкус к жизни. Ранее замкнутые, страдающие от своей неполноценности, от непонимания того, что с ними происходит, люди начинают ощущать свою значимость.

— В Липецкой области более 30 тысяч инвалидов по психическим заболеваниям. В основном все они трудоспособного возраста. Но условий для их социализации, в отличие от других категорий инвалидов, практически нет, — вновь вступает в разговор руководитель общества «Новые возможности» Надежда Астахова. — В психиатрии сейчас начался период реформирования и модернизации, целью которого является вывод людей из огромных психиатрических больниц-приютов. Но сокращение коечного фонда психоневрологических больниц обязательно должно сопровождаться развитием внебольничной лечебно-реабилитационной помощи, созданием целой системы медико-социальных внебольничных психоневрологических учреждений — дневных стационаров, реабилитационных центров, общежитий с мастерскими, пансионатов с реабилитационными программами. Необходим и областной психоневрологический медико-социальный центр, который будет координировать всю эту работу, и государственная программа реабилитации психически больных. Мы уверены, что душевные болезни можно лечить — и так же успешно, как многие другие.

Ирина Смольянинова

Источник: www.lpgzt.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ