Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

"Это не программа, а набор деклараций"

Павел Астахов представил проект ФЦП «Россия без сирот»: в нем есть «правильные идеи», но нет ни одной цифры

Уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов представил проект Федеральной целевой программы «Россия без сирот». Через месяц будут подведены итоги общественного обсуждения и учтены все предложения и конструктивная критика, пообещал омбудсмен. По мнению экспертов, пока обсуждать нечего — в документе содержатся некоторые правильные идеи, но нет ни одной цифры.

В четверг на суд общественности был представлен проект Федеральной целевой программы (ФЦП) «Россия без сирот», направленной на улучшение положения детей-сирот, а также на комплексное решение проблем семейного неблагополучия и социального сиротства. Презентовал программу в РИА «Новости» ее инициатор, уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов. «Можно зайти на сайт и познакомиться с целями и задачами ФЦП «Россия без сирот», оставить свои комментарии — регистрации никакой не требуется. Мы изучим все предложения и конструктивную критику», — заявил Астахов.

По его словам, все пожелания и замечания обязательно будут учтены и вынесены на экспертное обсуждение в рамках круглых столов, которые будут проводиться в течение месяца каждый четверг. «Программа, конечно, будет корректироваться, через месяц мы подведем итоги и уже представим ее руководству страны», — отметил омбудсмен.

Как подчеркнул Астахов, более 80% детей, находящихся в детдомах России сегодня, — социальные сироты. «У нас появилась новая тенденция, родители стали отдавать своих родных детей в детские дома, это ненормально», — заявил Астахов. Он напомнил цели программы на 2013-2020 годы. Среди них сокращение масштабов семейного и детского неблагополучия, профилактика социального сиротства, обеспечение приоритета семейных форм устройства детей-сирот, улучшение положения таких детей, расширение правовых, материальных и социальных гарантий их полноценного развития и воспитания.

В рамках проекта выделяются четыре основных подпрограммы: «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства», «Дети-сироты», «Семейные формы жизнеустройства детей-сирот», «Профилактика девиантного поведения детей-сирот».

С целью сокращения масштабов семейного неблагополучия и социального сиротства авторы проекта предлагают совершенствовать систему мер поддержки семьи и защиты прав детей. В частности, речь идет об улучшении жилищных условий семей с детьми, помощи многодетным и малообеспеченным семьям, воспитывающих детей-инвалидов. Кроме того, планируется создание системы раннего выявления и организации профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, «совершенствование форм статистического наблюдения и учета» за находящимися в социально опасном положении детей (в том числе, совершивших попытки суицида).

В качестве профилактики отказов от новорожденных в проекте предлагается «предупреждение ранних беременностей, абортов и отказов от новорожденных детей среди несовершеннолетних девушек», организация «профилактической работы с матерями других групп риска». А также помощь беременным женщинам из числа мигрантов и «организация взаимодействия с государствами – участниками СНГ по вопросам защиты прав детей-мигрантов, предупреждения среди них безнадзорности, девиантного поведения и правонарушений».

Цель подпрограммы «Дети – сироты» – создание условий для «максимально полной реализации прав и законных интересов», оставшихся без попечения родителей детей, и, прежде всего, права жить и воспитываться в семье, их «социализация и интеграция в общество». Подпрограмма предусматривает мониторинг соблюдения прав детей-сирот, разработку стимулирующих механизмов, направленных на семейное устройство детей с ограниченными возможностями здоровья и других, наименее востребованных усыновителями категорий детей, таких как братья и сестры, а также сокращение числа Домов ребёнка за счёт более эффективной работы по устройству в семьи детей младенческого и раннего возраста.

«Развитие и модернизация системы охраны и защиты прав» детей-сирот включает в себя, в том числе, создание федеральной службы опеки и попечительства и ее региональных подразделений, развитие института уполномоченного по правам ребенка в детских учреждениях, создание региональных центров медико-психолого-педагогического сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении.

Другие направления этой подпрограммы: профилактика жестокого обращения с детьми-сиротами и совершения в отношении них насильственных действий, а также введение эффективной системы общественного контроля за сиротскими учреждениями.

Задачами подпрограммы «Профилактика девиантного поведения детей – сирот» заявлены сокращение масштабов распространения среди детей алкоголизма, токсикомании, наркомании и иных форм зависимости, снижение числа суицидов, сокращение численности малолетних правонарушителей, бродяг и попрошаек. Для решения этих задач предлагается совершенствовать меры профилактики и правового просвещения, а также оказывать помощь детям, совершившим преступления. Для пострадавших от преступлений детей должны быть созданы специализированные учреждения по «идентификации, обеспечению безопасности, социальной адаптации, социальной и медицинской реабилитации». К мерам профилактики девиантного поведения отнесена также такая мера, как «обеспечение пригодности жилых помещений к заселению» выпускников сиротских учреждений.

В ходе реализации подпрограммы «Семейные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» планируется создание «системы мер морального стимулирования» приема детей в семьи, организация подготовки и сопровождения замещающих родителей, а также совершенствование системы мер социальной и материальной поддержки таких семей. Наиболее предпочтительной формой семейного устройства детей-сирот в программе названо усыновление. Решившимся на это семьям обещаны усовершенствованные системы выплат, помощь в решении жилищных проблем, а также натуральные и налоговые льготы.

В качестве пилотных регионов для апробирования ФЦП предлагаются четыре субъекта Российской Федерации: Краснодарский край, Красноярский край, Астраханская область, Волгоградская область.

Как сказано в документе, этот выбор «обусловлен имеющимся у них опытом разработки и реализации эффективных моделей решения проблем семейного неблагополучия и социального сиротства». Так, Краснодарский край лидирует среди других субъектов РФ по темпам семейного устройства детей в специально подготовленные и сопровождаемые социальными службами семьи. В Красноярском крае ликвидирован такой вид детских учреждений как школа-интернат, и дети из детских домов посещают школу вместе с домашними детьми, что положительно сказывается на их социализации.

Президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская с удовлетворением отметила, что увидела в проекте «многие правильные вещи», о которых уже давно говорят общественные организации.

В частности, о необходимости профилактической работы, создания полноценной сферы поддержки любых семей с детьми. Однако, как отмечает эксперт, в документе не прописаны конкретные механизмы реализации перечисленных в нем «разумных» мер, и поэтому не ясно, как он будет работать.

Вице-президент фонда «Нет наркомании и алкоголизму», член комиссии по делам семьи, молодежи и детей Общественного совета Москвы Нодар Хананашвили считает, что, строго говоря, назвать представленный проект федеральной целевой программой нельзя. «Пока это не программа, как таковая, это набор деклараций, — считает эксперт. – Ну, может быть, скелет программы — в документе есть основные цели и задачи. Но дело в том, что любая программа, помимо набора пожеланий и идей, должна содержать цифры и механизмы реализации. То есть, расписанные по годам расходы, ресурсы, направления средств, участники, исполнители. Здесь же цифр нет вообще. Нет и других элементов, присущих программе. Например, в проекте присутствует, как позиция, показатель эффективности, а инструмента его оценивания нет».

Есть у эксперта вопросы и к некоторым индикаторам проекта программы. Например, к показателю снижения общего количества совершаемых детьми правонарушений и преступлений. По его мнению, показательным является число не первичных преступлений, а повторных — именно оно иллюстрирует эффективность социальной работы с трудными подростками. По словам Хананашвили, сегодня в стране нет качественных программ по защите прав и интересов детей ни на федеральном, ни на региональном уровне.

«Это общая беда: я сейчас занимаюсь мониторингом региональных программ по реализации Национальной стратегии в интересах детей и вижу, что анализировать практически нечего», — констатирует эксперт.

Между тем, как отмечает Хананашвили, в представленном детским омбудсменом проекте содержатся некоторые вещи, противоречащие его собственным заявлениям. «Например, Астахов сегодня поддерживает позицию о недопустимости принятия закона, например, об общественном контроле за интернатами, — рассказал эксперт. — И при этом, что удивительно, в проекте программы такой контроль есть. Но в таком случае уполномоченному следует поддержать внесенный в думу законопроект об общественном контроле в части защиты детей-сирот».

Ирина Резник

Источник: www.gazeta.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ