Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Игротерапия: виды методик и их действие на детей с аутизмом

Одной из базовых потребностей человека является эмоциональное общение. Ребенок с аутизмом часто не осознает свою потребность в этом. Как же достучаться до него и восполнить данную потребность? Для этого существует игротерапия, которая как направление реализовывается с помощью различных методик.

Оптимальное использование игротерапии с ребенком с аутизмом – до 6 лет (психический возраст). Для достижения позитивного результата, заниматься нужно каждый день так, чтобы это стало стилем, базовым принципом общения с ребенком. Во всем мире используют игротерапию как метод коррекции поведения у детей с аутизмом. Занятия могут быть как индивидуальные, так и групповые.

Аутичный ребенок сам организовывает свою «игру» и не терпит, чтобы к ней кто-то рисоединялся. Поэтому родителям важно не только стать партнером в игре, но и вводить собственные элементы игры, а потом и новые игровые сценарии. Например, ребенок махает руками и говорит «А-а-а», игротерапевт начинает повторять те же звуки и действия и в тот момент, когда ребенок обратит свое внимание, терапевт говорит «А-а-м», имитируя при этом кушанье из своих рук. Благодаря помощи терапевта мама через какое-то время сама начинает понимать принцип включения в «игру» ребенка, введения своего сценария. Через такое «вмешательство» расширяется онимание ребенком мира людей и предметов.

Такие встречи с терапевтом по игротерапии проводятся два раза в неделю от трех до шести месяцев, в процессе которых ребенок начинает смотреть в глаза (игровые предметы даются на уровне глаз, что позволяет наладить зрительный контакт), принимать в свою игру других людей. А родители в свою очередь, начинают принимать детей такими, какими они есть, учатся вместе радоваться, доверять друг другу.

Одна из индивидуальных методик игротерапии называется «Son-Rise». Этот метод разработанный Барри и Самарией Кауфман в процессе поиска эффективных путей взаимодействия с собственным сыном. Основная идея – опора на собственную мотивацию ребенка. Основные усилия направлены на постепенное насыщение внешними стимулами жизни аутичного ребенка. Родитель присоединяется к стереотипному поведению ребенка. Если ребенок кричит, то и взрослый кричит, если ребенок хлопает в ладоши, то и родитель делает тоже самое. Родитель начинает общаться на языке ребенка. Таким образом устанавливается контакт между ними. Создается безопасная среда для ребенка и только после этого взрослый может вводить свои правила. Взрослый расширяет границы понимания ребенка.

Еще один метод игротерапии – «Мифне» (разработан в Израиле в центре «Мифне» в Рош-Пина). Терапия базируется на том, что дети с аутизмом способны понимать, усваивать, поддерживать взаимоотношения в том случае, когда окружающая среда безопасна. У многих детей после прохождения курса этой терапии снимают диагноз «аутизм». Игровое вмешательство начинается в раннем возрасте. Ребенок и родитель обмениваются предметами, игрой. Устанавливаются доверительные отношения. Суть заключается в том, что специалист стремится мобилизировать ребенка без инструкций и требований, устанавливая доверительный контакт, отвечая на проявления ребенка. У малыша постепенно появляется уверенность, храбрость, чтобы отвечать.

Метод «Floortime» (дословный перевод «время, проведенное на полу») разработал американский детский психиатр Стенли Гринспе.

Он считает, что ребенок с аутизмом застряет на одной из шести стадий развития:

- Интерес к миру
- Привязанность
- Двухсторонняя коммуникация
- Осознание себя
- Эмоциональные идеи
- Эмоциональное мышление

Основная задача метода «Floortime» - помочь ребенку пройти через все стадии. Взрослый подхватывает заинтересованность ребенка, стереотипную деятельность, например, если ребенок трет стекло, чтобы оно скрежетало, родитель делает то же самое или закрывает то место рукой. Как результат, ребенок просто вынужден обращать внимание на взрослого. Одна из главных целей – построение двухсторонней коммуникации между ребенком и родителем. Терапевт не предлагает новые идеи в игре, а развивает идеи ребенка, ставит вопросы, как будто не понимая, что происходит, тем самым развивая у ребенка способности объяснять, уточнять, анализировать. Только в том случае, когда ребенок перерывает общение, терапевт может вмешаться и предложить новые идеи. Даже если ребенок вводит в игру агрессивные мотивы, его не стоит останавливать. Таким образом ребенок проявляет себя, учится не бояться себя и своих эмоций, а игровой терапевт помогает обыграть эти действия и таким образом руководить ими.

Еще одно направление игротерапии – групповые занятия. В групповых занятиях участвуют дети, которые в процессе прохождения индивидуальной терапии научились принимать родителей в свою игру. Уже на основе этого развивается принятие других детей на групповых занятиях.

Основные задачи групповых игровых занятий:

- создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию;
- формирование образа себя через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;
- стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности;
- равитие произвольной регуляции поведения;
- развитие зрительного и слухового внимания.

На занятиях используются хороводные игры, сенсорные, ритмические, игры по правилам, сюжетно-ролевые игры. Дети дотрагиваются друг к другу, взаимодействуют. Это могут быть динамические игры, где под музыку дети бегают, танцуют в паре. Они привыкают, что в группе может быть радостно и интересно.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения.

Источник: neboley.zp.ua