Архив:

Азбука выживания

Магазины для социально незащищенных москвичей сами нуждаются в защите

В эти дни в 2005 году страну охватили протесты пенсионеров — люди выступали против так называемой монетизации льгот, когда бесплатный проезд в общественном транспорте, лекарства и санаторное лечение решили заменить мизерными денежными компенсациями. Министр здравоохранения и соцразвития Михаил Зурабов, ассоциировавшийся с пресловутым Законом №122, бил все рейтинги отрицательной популярности в народе. Тогда как мэр Москвы, наоборот, занял жесткую позицию по сохранению льгот в регионе. И вот теперь уже сама столица может оказаться «очагом напряженности». Виной всему — зыбкая ситуация с социальными магазинами для москвичей.

Так повелось, что в современной России Москва отличается не только самым высоким уровнем жизни, но и самым высоким уровнем экономического неравенства. Сухая статистика говорит, что в 2012 году на учете в органах соцзащиты населения состояло более 550 тысяч малообеспеченных семей. Поэтому столичные власти не перестают повторять, что программы социальной поддержки для них в приоритете и сокращаться не будут.

В начале 2000-х правительство Москвы приняло ряд документов, благодаря которым город должен был обзавестись развитой сетью магазинов для малоимущих горожан: «Об улучшении торгового обслуживания инвалидов и участников Великой Отечественной войны», «О мерах по развитию сети социальных магазинов «Овощи-фрукты-продукты» в Москве» и др.

Таким образом, люди с небольшим достатком, показав на кассе карточку москвича, получали возможность покупать там целый список товаров на 10—15% дешевле, чем в среднем по городу (по данным Москомстата), или с торговой надбавкой не выше 15 процентов. Инвалиды и участники Великой Отечественной, кроме того, имели дополнительную 10-процентную скидку. Причем рекомендуемый ассортиментный перечень включал не только все основные продукты питания, но и одежду, галантерею, бытовую химию и парфюмерию. В свою очередь, магазины, прошедшие аккредитацию как социальные, получали от города льготную ставку аренды и могли меньше платить за энергоресурсы (электричество, воду, тепло и т.д.). Выходило вполне эффективное, как сейчас любят говорить, государственно-частное 
партнерство.

Вы, наверное, удивитесь, почему о социальных магазинах говорится в прошедшем времени? Достаточно дойти до ближайшего мини-маркета, чтобы убедиться: на кассе бабушек и дедушек по-прежнему спрашивают о карточке, люди покупают продукты со скидкой, и вроде бы ничего не изменилось. Но это — только видимая часть ситуации. На самом деле, владельцы социальных торговых точек уже весь прошлый год работали на свой страх и риск и совсем не уверены, что смогут продолжать отоваривать пенсионеров по льготным ценам в 2013-м.

То самое популярное партнерство власти и бизнеса дало явный сбой, захромав на одну ногу, причем государственную.

Согласно действующему порядку, для того чтобы магазин получил статус социального, префектура представляет на него документы в Межведомственную комиссию при Правительстве Москвы (МВК). Комиссия рассматривает материалы — об уровне обслуживания, качестве товаров, наличии прямых договоров с местными товаропроизводителями и т.д. — и, если все устраивает, выдает торговой точке аккредитацию на год и вносит в список социальных магазинов города.

А дальше — и этим, согласитесь, деловые отношения отличаются от благотворительности — Департамент имущества столицы выпускает распоряжение о предоставлении магазину льгот по аренде и коммунальным платежам.

Но на данный момент обстановка такова, что список социальных магазинов утвержден, малоимущие москвичи покупают в них продукты и одежду по сниженным ценам, а распоряжения о льготах для самих торговцев не вышло ни в 2012-м, ни в новом году. Зато есть заявление заместителя руководителя Департамента торговли и услуг города Никиты Кузнецова: «От социальных магазинов город будет отказываться», — официально подтвердил он одному СМИ, а также рассказал о нецелесообразности социальных магазинов и замене этой практики на прямые дотации нуждающимся гражданам в конце 2013 года.

Не надо быть провидцем, достаточно помнить совсем недавнюю историю своей страны, чтобы понять, к чему в итоге может привести такая «реформа». Работать себе в очевидный убыток торговцы не будут. Выстраиваемая годами система «социальной торговли» — около 600 точек — в один миг может превратиться в обычную, коммерческую. На ввод дотаций (если решение примут) тоже понадобится время. А в «пролете» на 2013-й год могут оказаться самые незащищенные семьи москвичей. Пенсионеры в центре и без того постоянно жалуются на отсутствие дешевых продовольственных магазинов.

Если на политические митинги выходит «креативный класс» с «проснувшимся гражданским чувством», то голод не тетка — никого не выбирает. У партии голодных нет идейной разобщенности, и программа, как правило, радикальная.

Готова ли Москва к новой монетизации? Кто станет новым Зурабовым? По крайней мере, подобные финансовые решения точно не стоит внедрять «шоковой терапией». Как показывает российский опыт, вопрос о прямых дотациях, как их рассчитывать, лучше основательно проработать в кабинетах, а не «обкатывать на гражданах». И если уж сокращать социальные магазины, то делать это поэтапно, начав с менее проблемных районов, где много продовольственных дискаунтеров. Чтобы скорректировать неувязки за переходный период.

Ирина Петрова

Источник: www.mk.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ