Архив:

О лекарственном обеспечении льготников

До 2008г. количество и дозы лекарств в каждом конкретном случае определялись лечащим врачом, которые он указывал в рецепте, исходя из диагноза заболевания и состояния больного. Аптека выдавала назначенное лекарство в точном соответствии с предъявленным рецептом. Сумма расходов на курс лечения не ограничивалась. Можно было получить любое, даже дорогое лекарство, если врач вам его выписывал. Количество упаковок тоже не регламентировалось, сколько врач написал, столько и аптека и выдавала, если выписанные препараты входили в утвержденный Минздравсоцразвития перечень лекарственных средств.

С 1января 2008г. произошли изменения. Субъектам РФ переданы полномочия по обеспечению граждан льготными лекарствами за счет выделенных средств местным органом власти (субвенции) из федерального бюджета. Этой работой в Дагестане стал заниматься отдел по мониторингу нац. Проекта и дополнительному лекарственному обеспечению Минздрава РД. Об этом в 2008-2009гг. писала газета «Республика», что соответствовало действительности. Эти изменения отрицательно сказались на обеспечении граждан льготными лекарствами, т.к. к концу 2008г. пошли разговоры о не хватке денежных средств для приобретения лекарств. Видимо, Федерация вела контроль, требовала отчетность, а сейчас, сами хозяева расслабились, и пошло что-то не так. Но лекарства, тем не менее, которые назначал врач, выписывались до конца года. Слухи о денежных затруднениях подтвердились в наступившем 2009г. В марте. На совещании в Минздраве, видимо, дали негласное указание завполиклиниками предупредить всех врачей, чтобы они не назначали количество лекарственных препаратов выше определенной суммы, и взять это под свой контроль. После этого в поликлинике произошли существенные изменения: ввели повышенный контроль внутри поликлиники, особенно за выпиской лекарств и адекватным его количеством. Теперь, после назначения врачом лекарств, больному нужно с амбулаторной картой идти к завполиклиникой, чтобы он проверил и завизировал назначенное врачом лекарство. Только после этого можно идти к оператору выписывать рецепт, если есть в наличии назначенный препарат. И снова к врачу, подписать и поставить свою печать на выписанном рецепте, и опять к кабинету оператора, где ставят на рецепте угловой штамп и заверяют печатью поликлиники. И так раза три вверх-вниз по лестнице. В большинстве своем льготники – люди пожилые, порой с больными ногами, и эти хождения для них утомительны. Некоторые льготники, если лекарство недорогое, чем стоять в очереди к врачу, выписывать рецепт, идут сразу в аптеку и покупают нужное лекарство. Назначение лекарства для выписки рецепта и адекватность его количества, кроме завполиклиникой стали регулировать и лечащие врачи поликлиники. Если раньше окулист назначала мне два вида капель (катаракта глаза), то стала назначать один - «квинакс», который дороже, а «таурин» дешевый, купишь сам, сказала мне врач, мотивируя это нехваткой денег.

На приеме у хирурга, заболевание – тромбофлебит нижних конечностей. Сосудистый хирург назначает капельницы №10 и принимать «детралекс» в течение месяца, что составляет две упаковки по 400 руб. каждая. Хирург пишет для выписки рецепта одну упаковку и говорит: «Придешь за второй упаковкой через две недели. Нас ругают, когда мы назначаем лекарство для выписки рецепта на большую сумму, чем выделяется льготнику в месяц (426 руб.)». Хорошо, что со мной была тетрадь, которую нам рекомендовали завести для учета получаемых лекарств, где видно, что я не получал лекарств более 2-х месяцев. Что позволяет выписать мне две упаковки.

Как это должно быть унизительно для врача, заниматься несвойственной ему работой – урезать, а для больного – доказывать. Врачи поликлиники не должны касаться проблемы обеспечения лекарствами льготников. Врач должен поставить правильный диагноз заболевания, назначить нужное лекарство и его дозировку, а остальное за Минздравом и аптекоуправлением. С 2011г. ввели измененную систему обеспечения льготников лекарствами путем пофамильных списков на каждого льготника с указанием необходимых ему препаратов с таким расчетом, чтобы их хватало на первое полугодие 2010г. Но система вскоре дала сбой и перестала работать. Поскольку всеми лекарствами, заявленными на полугодие, аптекоуправление обеспечить не смогло, через 2-3 месяца пришлось вернуться к старой системе выписки рецептов по общему списку имеющихся лекарственных препаратов, выписанных на поликлинику. Если лекарство значится в компьютере, то рецепт выписывают, если названное лекарство отсутствует в компьютере, то рецепт не выписывается. Оператор дает заявку на это лекарство, и надо ждать, когда эта заявка выполнится. В 2011г. повторилось то же самое, что и в 2010г. Кто успел получить в феврале-марте нужное лекарство – хорошо, не успел - жди. Порой ждали выполнения заявки на второе полугодие и получали нужное лекарство только во втором полугодии, а в первом приходилось покупать самим. В июле 2011года, мне удалили тромб и вену на ноге. Рекомендовали препараты: ДЕТРАЛЕКС, «ЛИОТОН», «тромбо АСС». В поликлинике выписали рецепты на указанные препараты, но в аптеке их не оказалось, кроме «тромбо-АСС». Позвонил на горячую линию, сказали, что должны получить в августе, но получили в ноябре, и не «детролекс», а «венарус». Объяснили, что это то же самое, только фирма другая, оказалось, отечественная. Принимал 1,5 месяца три упаковки. Никаких положительных результатов, отечность и тяжесть в ногах, как были, так и остались. Если в начале 2011г. можно было выписать рецепты на лекарства, назначенные врачом и получить их, то с 2012г. я не получал по рецептам необходимых мне лекарств «детралекс» и « лиотон-гель». Этих препаратов в аптеке нет, я не получал их с августа 2011г. Больше года я покупаю их за наличные. Эти препараты есть любой аптеке, а в нашей - для льготников - нет. На самом деле, у них все препараты есть, но их отпускают своим людям, по звонку. А для таких, как я предлагают «НОВАРУС» вместо «ДЕТРАЛЕС», «ГЕПАРИН» вместо «ЛИОТОН», «кардиАСК» вместо «тромбо АСС», «энарил» вместо «ЭНП-Н» «ТРИМЕТАЗИДИН» вместо «ПРЕДУКТАЛ» и.т.д. Дают аналоги отечественного производства, лекарства, соответственно, одной группы и дешевле на 50-60%, а то и больше, но на порядок хуже по качеству и менее эффективные.. Эти препараты мне не подходят, так зачем же их брать вторично?

В конце сентября 2012г. в Минздраве, я зашел в отдел лекарственного обеспечения льготников и спросил: « Неужели препараты «ЛИОТОН», «ДЕТРАЛЕКС» выведены из перечня лекарственных средств для льготников?» Мне ответили: «Нет, мы его заказывали и получали». Так почему же с августа 2011г. я не получил ни одной упаковки? Вразумительного ответа я не получил. На обеспечение лекарственными препаратами льготников в 2012г. выделено 27млрд. руб. Неужели до нашего региона деньги не дошли?

За последние 5 месяцев мне не выписали ни одного рецепта, т.к. до сих пор нет тех препаратов, которые выписал врач и которые по компьютеру не значатся в наличии.

По статистике наша фармацевтическая промышленность может обеспечить менее 20% населения. Нас же обеспечивают на 85-90% отечественными препаратами, что сказалось на качестве лечения инвалидов-льготников. На их жалобы и претензии, на плохое обеспечение лекарственными препаратами и их качество, в аптекоуправлении говорят, что они выполняют директивы Москвы, что нужно больше использовать отечественные препараты, а за качество и эффективность они не отвечают. Оригиналов препаратов у них нет, отпускают то, что присылают.

В начале октября был в аптеке №146, в которой с 2012г. льготники получают лекарства. Попросил сделать распечатку – реестр лекарственных средств, отпущенных мне за 9 месяцев 2012г. Мне отказали, сказав, что такой информации они не дают, им не разрешают. Дали телефон начальства – 67-16-15, если разрешат, они сделают. Указанный телефон был подключен к факсу, и дозвониться я не смог. Вспомнилась бывшая аптека №116 по пр. Шамиля 69, единственная гос.аптека на весь Ленинский район, которая находилась в удобном для льготников месте, где заказывали и выдавали лекарства инвалидам – льготникам по предъявленным рецептам, а когда лекарство отсутствовало, брали рецепт, записывали номер телефона, делали заявку и, когда заявка выполнялась, звонили и просили придти получить лекарство. Больше того, заваптекой завел журнал, вписал в него фамилии льготников и перечень лекарств, которые они часто выписывали. Вел контроль за наличием этих препаратов. Периодически заказывал их, чтобы они постоянно были в аптеке. Старался делать для льготников все возможное. Так же велась тетрадь учета полученных лекарств, в которой указывалось наименование препарата, врач, выписывающий его, количество выписанного лекарства, стоимость и дата получения. Все открыто, прозрачно, никаких тайн. Возможно, это и явилось причиной того, что с 2012г. аптеку №116 ликвидировали, что создало инвалидам – льготникам Ленинского района дополнительные проблемы. Теперь, чтобы получить лекарство, приходится добираться до новой аптеки двумя видами транспорта с пересадкой. Аптека №116 находилась в ведении Минздрава. Все инвалиды – льготники Ленинского района пользовались услугами этой аптеки, никаких жалоб и нареканий на работу аптеки со стороны льготников не было. Какая необходимость заставила Минздрав РД ликвидировать аптеку? Какую важную проблему решил Минздрав, ликвидировав государственную аптеку с ее небольшим штатом, создав проблемы сотне инвалидов, не задумываясь о последствиях?

Плохое обеспечение лекарствами, создание дополнительных проблем при выписке и получении лекарств вызвали массовый отказ льготников от лекарственного обеспечения. Я был тому свидетелем. 19 сентября этого года я пришел в пенсионный фонд Ленинского района с заявлением об отказе от лекарственного обеспечения. За две недели до прекращения приема заявлений, коридор и фойе были забиты льготниками – отказниками. Я простоял в очереди 3,5 часа, успел до обеда, но и после обеда очередь была не меньше и так несколько дней до первого октября 2012г.

В ноябре я зашел в аптекоуправление с реестром рецептов лекарственных средств, отпущенных мне за 10 месяцев на сумму 3570руб. при 7500 годовых. Хотел узнать у куратора лекарственного обеспечения, можно ли за оставшиеся полтора месяца получить какие-либо лекарства из списка выписанных мне препаратов, но не полученных из-за их отсутствия. Мне сказали, что лекарственные препараты из списка частично имеются, но аналоги, оригиналов нет. Якобы Москва сказала, если хотят оригиналы пусть покупают сами. Собственно это я и делал весь год. Только недавно стал клеить чеки в амбулаторной карте, где врачом назначено лечение с 26.0512г. И набежало уже более 5000руб.

Годовая сумма, выделяемая льготнику государством в размере 7500руб. перечисляется на счет Минздрава РД для обеспечения лекарственными препаратами, согласно утвержденного перечня лекарств, в течение года. По причине плохого обеспечения лекарствами, льготник получает их на 5000руб. за год, что на 2500руб. меньше. Для льготника это приличная сумма, но с начала следующего года она пропадает, а для Минздрава она остается в денежном выражении на счете или в лекарственном на складе. А если три сотни льготников не доберут пусть не 2500руб., а 1500руб., то получится 450000руб. на счете или в лекарственном выражении. Какая дальнейшая судьба этих денег или лекарств?

Прошу редакцию газеты совместно со специалистами проверить и уточнить, так ли это? Возможно, я ошибаюсь. Хорошо было бы, если вы на страницах вашей газеты подняли бы давно наболевший вопрос по обеспечению бесплатными лекарствами льготников. Каждый год льготники отказываются от обеспечения лекарствами не потому, что они им не нужны, а потому что они больше теряют, чем приобретают. Особенно это показал 2012 год. Не видя никакой перспективы на улучшение обеспечения льготников лекарствами, я тоже отказался и считаю это правильным решением, т.к. сразу отпадают все проблемы, описанные выше. Не нужно идти с амбулаторной картой за подтверждающей подписью зав. Поликлиникой, не нужно в непогоду ехать за лекарствами на другой конец города. Видимо, поэтому, на 2013 год осталось всего 6% льготников, скорее всего это те, которые недавно получили группу инвалидности.

Хочется, чтобы для оставшихся льготников создали максимум условий. Хорошо бы, восстановить районную аптеку, пока помещение пустует, и его не заняли под магазин; упростить выписку рецептов, направлений, не гонять инвалидов по этажам. До 2008г. врачам верили, а после – перестали, установили контроль внутри поликлиники. Для чего? Большего контроля требуют работники Минздрава РД, чем врачи поликлиники. Пора подумать о пожилых людях – инвалидах, создать им хорошие условия и обеспечение, чтобы они не толкались в очереди, отказываясь от обеспечения лекарствами. Надеюсь, что Вы поднимете вопрос о лекарственном обеспечении и других проблемах льготников на страницах вашей газеты.

Лев Зайдман

Источник: mkala.mk.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ