Архив:

Почему сиротам в России лучше, чем в американских семьях?

За 2012 год наше правительство приняло целый ряд законов, вызывающих отнюдь не положительную реакцию. Но главным событием в законотворческой жизни страны прошлого года для меня стало принятие Федерального закона № 272, а точнее его 4-й статьи – статьи, запрещающей гражданам США усыновлять российских детей.

Уважаемые наши депутаты, желая как можно более «адекватно» ответить на список Магнитского, вдруг осознали, что большинство американских деятелей, причастных к принятию этого закона, не очень-то стремятся ехать в Россию. А значит принимать аналогичный список бессмысленно. Газ и нефть им не перекроешь. И тогда, вместо газа, были предложены дети-сироты. Эффект оказался потрясающим! Пожалуй, сильнее депутатов меня впечатлили только наши сограждане: по крайней мере, официальные опросы утверждают, что 60% россиян этот закон полностью и безоговорочно поддерживают…

Федеральный закон от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» в народе как только не называют. В зависимости от личного к нему отношения звучат названия «Антимагнисткий», «Димы Яковлева», «Антисиротский», «Антиамериканский», «Детский», «Закон подлецов» и даже «Людоедский». В реальности, большая часть закона ни к сиротам, ни к Диме Яковлеву никакого отношения не имеет: это действительно наш ответ на «список Магнитского», принятый в США. Поэтому большинство его статей расписывает запрет на въезд и определяет арест активов граждан США, причастных к нарушению прав человека или преступлениям против граждан России (ст.1 и 2), запрещает возглавлять «политические» НКО людям с гражданством США (ст.6) и т.д.Но известность закон получил благодаря статье 4, которая с 1 января текущего года запрещает гражданам США усыновлять российских детей-сирот.

Согласно п. 4 ст. 124 Семейного кодекса РФ, усыновление детей иностранными гражданами все предыдущие годы допускалось только в случаях, если не представлялось возможным передать этих детей на воспитание в семьи российских граждан. А это значит, что речь идет о детях, которых наши граждане усыновлять и даже брать под временную опеку не захотели.

И, тем не менее, больше половины наших соотечественников уверены, что лучше этим детям жить в российских детдомах, чем в американских семьях. Для меня это звучит странно и страшно, поэтому мне показалось важным, в первую очередь для себя, разобраться, что же движет сторонниками закона. Я не пожалела времени на блоги, статьи и посты этих людей. Я пыталась разобраться и в статистических данных, хотя, признаюсь честно, данные эти сильно разнятся в разных источниках. В итоге, у меня получилось пять основных причин, почему наши американцам детей отдавать не хотят:

1. Они убивают наших детей

Само то, что закон назван в честь Димы Яковлева – 1.5-годовалого мальчика, которого американский приемный отец Майлс Харрисон оставил на 9 часов в закрытом автомобиле на 32-градусной жаре, говорит о многом. За последние 20 лет в США погибло по разным источникам от 16 до 21 ребенка, усыновленных из России. Недавно канал «Россия-24» назвал 19 пострадавших детей поименно, а заодно, рассказал с десяток самых ужасных историй-издевательств над нашими детьми в Америке. Звучало впечатляюще. Естественно, в сюжете не стали приводить примеры из российской действительности и не говорилось о том, что за те же 20 лет в российских приемных семьях умерло 1220 детей.

Марат Гельман приводит такую статистику: «Ежегодно жертвами насилия в нашей стране становятся 100 тысяч детей. По данным Генпрокуратуры РФ, в наркоманов и алкоголиков превращаются почти 40% выпускников детских домов и школ-интернатов, 10% детей кончают жизнь самоубийством. Только 10% из тех, кого растило государство под своей опекой, не становятся маргиналами».

Впрочем, статистика с американских официальных сайтов тоже не радужная. Например, уровень смертности от плохого обращения с детьми в США втрое выше, чем в Канаде и в 11 раз – чем в Италии. Так что, если бы наши депутаты предложили отдавать предпочтение при усыновлении итальянцам, я бы их поняла.

2. Они издеваются над нашими детьми безнаказанно

Наказание, которое понес приемный отец Димы Яковлева, впечатлило россиян не меньше самой смерти мальчика. По американскому законодательству Майлсу Харрисону грозило до 10 лет лишения свободы за непреднамеренное убийство. Но 17 декабря он был полностью оправдан американским судом. Мало кто знает, что это был не первый случай в США, когда родителей, оставивших своих детей в детских креслах на задних сиденьях автомашин, оправдали, иногда суды вообще не назначались. Чем руководствовались американские судьи из далекой Сибири понять сложно. Но российская общественность заподозрила особое отношение к преступлениям именно по отношению к нашим детям.

МИД в декабре подготовил целый список аналогичных дел, по которым вынесены неоправданно мягкие наказания. Сложно не согласиться, приговорить приемную мать к 8 месяцам лишения свободы и 7 годам условно за жестокое обращение с трехлетней Дарьей Москаленко, которая доставлена в больницу с ожогами второй степени, многочисленными шрамами и ссадинами на голове – даже слишком гуманно. Но какое наказание понесла бы эта же самая женщина, поступи она так с родной дочерью-американкой или будь она российской гражданкой, я, например, судить не возьмусь. Более того, подробности дела огласки тоже никто не предает. О том, как по-разному можно истолковать шрамы и ожоги, сейчас, когда активно обсуждается ювенальная юстиция, мы все знаем.

Скорее всего, среди нашумевших в России дел по издевательству над усыновленными детьми есть и реально факты издевательства, и случайности. Но очевидно, что при этом американская общественность к таким явлениям относится гораздо внимательней и выявляет эти случаи гораздо лучше, чем российская. Судить о слишком мягком или слишком суровом приговоре, не видя дел, не зная фигурантов и даже законов, по которым их судят, лично я не хочу.

3. Зачем им вообще наши дети, а тем более дети-инвалиды?

Один из самых распространённых ответов на этот вопрос – их вывозят педофилы, психи-садисты или продавцы детских органов.

Логика рассуждения тут проста. Американцы отнюдь не лучше, добрее и сердобольнее россиян. Но у нас этих детей никто не усыновил, а они усыновили. Значит, они хотят с ними сделать что-то, чего со своими детьми сделать не могут.

Думаю, ответ здесь кроется не в высоких моральных качествах американцев. Просто до недавнего времени, детей в России усыновляли бездетные семьи. Соответственно от большинства детей факт усыновления скрывался, а дети выбирались здоровые и похожие на папу или маму. Сейчас ситуация меняется, постепенно появляются и другие причины. Я сама знаю семью, с двумя здоровыми детьми, которые решили усыновить еще двух – просто по тому, что чувствовали в себе силы и желание помочь. В стабильной и более финансово-благополучной Америке эти желания возникают и реализуются легче.

Кроме того, это ошибка считать, что усыновляют американцы только детей-инвалидов. По данным 2008г., американцы усыновили 1773 ребенка, из них 97 инвалидов. Но это больше, чем другие страны: Испания 904/37, Италия 496/35, Франция 325/10 соответственно.

Андрей Лошак в одном из репортажей из дома-интерната для детей с физическими недостатками пишет: «Почти все они мечтают об Америке. Их многочисленные однокашники, усыновленные американцами, писали им письма, где рассказывали, что там такие, как они, становятся полноправными членами общества, им делают крутые протезы, они водят машины, поступают в университеты и так далее. Но дело совсем не в Америке. Просто эти дети очень хотели родителей. Россияне от детей-инвалидов в основном отказываются, американцы же наоборот — усыновляют. Поэтому для нижнеломовских сирот слово “американцы” стало тождественным понятию «приемные родители». Для большинства из них усыновление было единственным шансом избежать попадания в дом престарелых по окончании школы или спецколледжа — в 16-18 лет».

Впрочем, для здоровых детей есть еще одна версия – их вывозят, чтобы они работали, как бесплатная рабочая сила на своих приемных родителей. Даже официальные источники соглашаются, что усыновление российских детей в итоге обходится американской паре от 50 до 100 тысяч долларов (без учета взяток российским чиновникам). Думаю, даже самый работящий ребенок таких средств не окупит…

4. Они не разрешают нашим представителям себя проверять

Желание проконтролировать жизнь приемной семьи и ребенка из России, особенно в свете скандалов вокруг жестокого обращения с детьми, вполне естественно. Но нежелание пускать в свою жизнь российских чиновников может понять всякий, кто с ними общался. А мы говорим о людях, которые совсем недавно прошли 7 кругов ада, оформляя усыновление. Отдельный вопрос в том, насколько такой контроль нужен и полезен самому ребенку: не навредит ли ему во время адаптации человек, задающий непонятно какие вопросы?

В конце концов, в России фактов жестокого обращения с детьми больше чем в Америке. Представьте, что вам предложат постоянный контроль наши органы: беседы с детьми о том, как вы с ними обращаетесь, контроль за тем, как вы выполняете свои родительские обязанности и прочие. Это круче, чем ювенальная юстиция. А нам не нравится даже она.

Впрочем, сказать, что дети остаются совсем без контроля, тоже нельзя. Большинство штатов идут навстречу российским требованиям.

5. Только развивающие страны позволяют усыновлять своих детей

Сторонники закона говорят о том, что мы «некрасиво выглядим» в глазах всего мира, вставая в один ряд со странами Африки. Именно по этой причине сегодня зазвучали идеи запретить усыновление всем иностранным гражданам. Сторонники закона даже стали говорить, что, мол, не так уж и много детей усыновляли американцы – всего-то тысячу детей. Депутаты надеются, что закон всколыхнет интерес к детдомам и вопросам сиротства в России, в том числе и к сиротам-инвалидам и проблема, видимо, решится сама собой. Дума и президент действительно, тут же стали обсуждать возможности улучшение обеспечения детдомов.

Попытка улучшить имидж страны ценой детского счастья для меня выглядит странно. О том, много это или мало – тысяча детей в год, вопрос, конечно, относительный. Но для меня страна, которая этим пренебрегает, уже встает в один ряд со странами Африки. К тому же, дети-сироты отнюдь не единственное, что ставит нас в один ряд с развивающимися странами. Как показала история, есть гораздо более эффективный способ решения: железный занавес и активная пропаганда повышают самосознание и ощущение великодержавности гораздо лучше.

Это только часть аргументов. Но они, на мой взгляд, самые разумные. Высказывания типа «мы отдаем будущих солдат в американскую армию» или «лучше умереть в России, чем жить в Америке» я рассматривать не стала. Лично для меня многие аргументы сторонников закона – хороший повод для обсуждений, для работы наших дипломатов и возможность задуматься о жизни сирот в нашей стране. Но принятие самого закона по-прежнему выглядит либо как шантаж детьми, либо как лечение головной боли гильотиной. Конечно, очень хотелось бы, чтобы детей усыновляли умные, адекватные и добрые родители, но путь к этому лежит не в запретах усыновления.

Юлия Черная

Источник: academ.info

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ