Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Куда уехало социальное такси?

Люди с ограниченными возможностями уже не смогут заказать для себя специальный микроавтобус, хотя и готовы вносить за поездки приемлемую плату. К сожалению, в Иркутске больше не работает социальное такси, остается рассчитывать только на собственные силы.

Служба социального такси в Иркутске появилась в 2003 году при государственном областном учреждении «Комплексный центр социального обслуживания населения». Воспользоваться ее услугами могли ветераны и участники Великой Отечественной войны, инвалиды, пенсионеры, получающие пенсию ниже прожиточного минимума и, понятно, не имеющие возможности ездить в коммерческом такси. Поликлиники, больницы, стационары, аптеки, травмпункты, госпиталь ВОВ, комиссия бюро медико-социальной экспертизы, диагностический центр, центр «Микрохирургия глаза», дом-интернат, онкодиспансер, реабилитационный центр, ревмоцентр, ортопедический завод - вот далеко не полный список мест, куда можно было бесплатно съездить на машине. Люди звонили за неделю или две, говорили, куда и зачем им нужно поехать, и делали заказ. Прямо к их дому подъезжал специально оборудованный микроавтобус - просторный и с подъемником для колясок.

- Водитель социального такси всегда помогал закатить меня в коляске на подъемник и включал его, - рассказывает Анастасия, инвалид с детства, с диагнозом ДЦП. - Наличие подъемника и широкий салон машины с местами для сопровождающих - самое замечательное в этой службе. Для меня проблематично садиться в салон обычного автомобиля - нужны усилия и помощь со стороны сопровождения, к тому же потом надо еще коляску сложить и затолкать в багажник. В социальном такси нет таких проблем, и ты чувствуешь себя увереннее, независимее. Однажды хотела заказать такси до поликлиники, позвонила, а мне сказали, что больше эта служба не работает. С тех пор приходится пользоваться услугами простого частного такси. Машину просим обычную легковую, только оговариваем, чтобы багажник был пустой. Микроавтобус стоит значительно дороже. Сейчас я езжу в больницу 1-2 раза в две недели. Дорога туда-обратно мне обходится в пределах 500 рублей, плюс покупка лекарств. Но другого выхода нет - лечиться все равно надо!

Как получилось, что люди с ограниченными возможностями остались без необходимых для них средств передвижения? Им сложно спуститься из квартиры на улицу, а добраться до больницы самостоятельно почти невозможно. Тем более что высокие автобусы и троллейбусы практически непригодны для того, чтобы на них взобраться на больных ногах, а иркутские тротуары и дороги в большинстве своем совершенно не предназначены для самостоятельного передвижения колясочников.

- К сожалению, такое такси - не обязательная социальная услуга, ее нет ни в каких ГОСТах, наш центр ввел ее самостоятельно, когда получал достаточное финансирование. Поскольку кризис коснулся не только предприятий, но и органов власти, в областном бюджете не оказалось денег, чтобы выплачивать нам средства в прежнем объеме, - объясняет директор Комплексного центра социального обслуживания населения Олег Богданович. - У нас есть прямое указание губернатора не ухудшать качество услуг, которые прописаны в стандартах. Наши сотрудники носят медикаменты и продукты нуждающимся на дом, производят все платежи за них. У нас продолжает работать отдел срочной помощи людям, которые остались без средств к существованию, например после пожара. Обеспечиваем их продуктами, одеждой, обувью. Когда финансирование позволяло, мы шли навстречу людям и придумывали новые услуги - в том числе и социальное такси, бесплатная юридическая консультация, талоны на питание для малоимущих. Теперь пришлось все это отменить, так как ситуация с деньгами у нас сейчас сложилась просто катастрофическая. Пришлось уволить 15% штата, то есть на улице осталось больше 150 социальных работников. С трудом находим средства, чтобы выдавать зарплату остальным сотрудникам, покупать продукты питания и медикаменты. Вся социальная сфера оказалась сейчас в таком положении.

Следовательно, пока не объявят, что финансовый кризис закончился, о многих социальных услугах инвалидам и ветеранам стоит забыть. Да и неизвестно, восстановят ли такие службы потом. Главное, что сейчас люди платят огромные деньги за то, чтобы добраться до больниц в маленьких неудобных машинках, а автомобили, специально предназначенные для таких пассажиров, используются в иных целях, а то и просто стоят.

- Мне кажется, многие люди с ограниченными возможностями в нашем городе согласились бы пользоваться услугами социального такси и за умеренную плату, - говорит Анастасия. - Для колясочника комфортная поездка куда-либо, смена обстановки - самый приятный и желанный отдых, огромное удовольствие, которое не понять многим здоровым людям.

Ольга Татарникова