Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Полноценная аптека имеет мало общего с торговлей

Жизненно важные препараты исчезают с прилавков аптек, а стоимость оставшихся растет как на дрожжах. Вице-премьер Игорь Шувалов предложил регистрировать предельные цены на лекарства. Вряд ли это поможет - не с того конца начинают. Нет простого пути решения этой проблемы, ее нужно решать комплексно и радикально. Галопирующие и нерегулируемые цены - следствие отсутствия в стране действенной системы обеспечения лекарствами.

Торговля жизненно важными лекарствами аморальна по своей сущности, ведь это торговля человеческой жизнью. Государство через свои институты должно компенсировать затраты на жизненно необходимые лекарства для всех граждан страны при оказании им как стационарной помощи (сегодня это делается), так и амбулаторной (сегодня не более 10% населения могут так получать лекарства). Конечно, это касается не всех лекарств, а только тех, от которых реально зависят жизнь и здоровье. Их не так много - не более 500 наименований. И это не лекарства от гриппа, простуды или головной боли.

Многие из жизненно важных лекарств (для лечения гипертонии, диабета, ревматических, психических и онкологических заболеваний) имеют до нескольких сотен копий-дженериков. Как на все копии регистрировать цены? Не может государство заключать договоры с сотней производителей одного препарата. На один препарат должна быть одна цена вне зависимости от того, кто его производит. Такая единая цена на однородные лекарства является референтной: по ней государство компенсирует производителю затраты на производство лекарства в большинстве стран мира. Цена может быть минимальной от всех предлагаемых, или средней среди всех предложений, или выбранной среди минимальных цен предложения в других - например европейских - странах. Устанавливается референтная цена один раз специальной комиссией по ценам, но может меняться в случае существенных изменений экономической ситуации. Изменить 500 позиций - не то же самое, что изменить десятки тысяч позиций.

В адекватной системе аптеки не продают жизненно необходимые лекарства, а оказывают услуги по обеспечению этими лекарствами. Продавать они могут только лекарства безрецептурного отпуска. За свои услуги аптеки получают оплату либо из кармана пациента (в виде фиксированной сооплаты в небольшом объеме, например 10-30 руб. за каждый рецепт), либо из государственных источников. Дистрибьюторы получают за свои услуги по похожей схеме. Возмещение затрат начинается от аптечного прилавка, откуда деньги по цепочке достигают производителя лекарства. Так как стоимость услуг не зависит от цены на препараты, аптекам станет невыгодно заменять дешевые препараты на дорогостоящие аналоги, как они это делают сейчас.

Система проста, несложно ее регулировать и контролировать. Сравните: сегодня предлагается регистрировать цену производителям на несколько тысяч наименований, при этом на одно лекарство разных производителей окажется сто разных цен! Далее, на эти цены появляются торговые накрутки. Увеличивается число вариантов цены до сотен тысяч. Кто и как это может контролировать? Армия контролеров? А им платить не надо? И еще - воровать станут существенно меньше, так как ворованное некуда будет продать-перепродать: лекарства станут для всех доступны.

Врачи в поликлинике освободятся от бесконечной работы с делением льготников на федеральных и региональных, мороки с отчетной документацией - все рецепты станут льготными. У них останутся время и силы для помощи больным.

Некоторые боятся, что государственные затраты при таком сценарии вырастут существенно. Да, на лекарства вырастут, но в течение первого года - не очень. А вот на госпитализацию, «скорую помощь» сократятся сразу, и значительно. Простой пример: если гипертонию можно будет эффективно лечить амбулаторно, резко снизится частота госпитализаций больных с гипертоническими кризами для «курсового» лечения, быстро уменьшится частота инфарктов и инсультов. Сейчас большинство гипертоников лечатся плохо, так как «за свои» они либо не приобретают лекарств вовсе, либо покупают самые дешевые и не самые эффективные. Похожие проблемы наблюдаются при сердечной недостаточности, сахарном диабете, бронхиальной астме, стенокардии и других наиболее частых заболеваниях. По существующему положению, пока больной не стал инвалидом, ему не компенсируется государством лекарственное лечение.

Если бы Минздравсоцразвития полтора года назад не остановило разработку стандартов медицинской помощи и протоколов ведения больных, сейчас можно было бы без труда регулировать назначение и выписку лекарств этими документами. Извлечь из моря препаратов жизненно необходимые не так просто, как это кажется чиновникам: для этого нужны прозрачные процедуры научной оценки и выбора лекарств с участием как профессионалов, так и пациентских организаций, нужны эксперты со знаниями по медицине доказательств и клинико-экономическому анализу. Эксперты такие есть, процедуры используются в России уже более 10 лет.

Источник: Независимая газета

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ