Архив:

Дети с особенностями

Рождение ребёнка в семье — счастье. А если оно омрачено нарушениями развития новорождённого? Новосибирские врачи знают, как минимизировать последствия. Об особенных детях не принято говорить. Родители переживают случившийся факт как личную трагедию, порой им кажется, что никакой больничный стационар не поможет: вылечим и без врачей, своей любовью и терпением, рассуждают они. Родственники и друзья стараются помочь советами, в ход идут народные рецепты, чужой опыт и «чудодейственные адреса». На деле же оказывается, что упущено самое главное — время.

«Больная» тема

Как помочь детям с особенностями развития, что должны знать родители и можно ли предотвратить детскую патологию? За ответами на эти вопросы мы обратились к главному детскому неврологу Новосибирска, заместителю главного врача детской городской клинической больницы № 3 Галине Поповой.

— Детская инвалидность в нашем городе год от года снижается, но при этом наблюдается рост инвалидности среди детей с заболеваниями нервной системы. Отчасти это объясняется тем, что в наших роддомах успешно выхаживают маловесных детей, с массой тела от 500 граммов (!), и родившихся раньше срока — от 25 недель беременности. Показатели младенческой смертности в Новосибирске вдвое ниже, чем в целом по стране. Но нужно признать, у недоношенных, незрелых детей высок процент развития патологии нервной системы, тяжёлых осложнений, как, например, детский церебральный паралич. Заболевания нервной системы могут быть и у доношенных детей. Причиной тому служат различные патологии беременности — гипоксия плода, или кислородное голодание, токсикозы, гестозы, внутриутробные инфекции.

Галина Попова была одним из тех специалистов, кто больше двадцати лет назад создавал в Новосибирске первый неврологический стационар. Сегодня в нашем городе действует налаженная система специализированной неврологической помощи. Каждый родившийся ребёнок обязательно осматривается неврологом ещё в роддоме, а затем, в зависимости от показаний, родителям рекомендуется наблюдать ребёнка по месту жительства либо обратиться в поликлиническое отделение детской больницы № 3. В его составе работают специалисты некогда известного центра «Синеглазка». Этот детский психоневрологический центр, созданный в 1992 году, высоко котировался на огромной территории нашей страны — от Урала до Дальнего Востока. У центра были постоянные пациенты из Казахстана, Австрии, Германии и Венгрии.

— Родители и сегодня продолжают нас искать под этим названием, но в городе сейчас работает другой центр «Синеглазка» — коммерческая структура, не имеющая к нам никакого отношения. Наше же учреждение в 2006-м вошло в состав 3-й детской больницы. Сегодня мы не принимаем пациентов из других регионов, это связано с действующей системой медицинского страхования. Так что работаем исключительно с детьми из Новосибирска и области.

Попасть в «Синеглазку», пользующуюся такой популярностью, в начале 2000-х было непросто. Сегодня дело обстоит иначе. С 2008 го­да действует приказ управления здравоохранения, согласно которому дети из определённой группы риска должны быть направлены в неврологическую службу ДГКБ № 3. Записаться на консультацию к специалистам учреждения родители могут и без направления из своей поликлиники, по телефонам электронной регистратуры. Полное неврологическое обследование ребёнка предполагает приём невролога, диагностику состояния головного мозга, консультации смежных специалистов.

— Наш логопед при раннем осмотре может определить риск развития речевых нарушений, дать профессиональные рекомендации маме, а при необходимости проведёт коррекцию имеющихся нарушений. Ортопед и врач лечебной физкультуры заметят не просто нарушения осанки, а двигательные проблемы, обусловленные поражениями головного мозга. Наконец, после коллегиальной постановки диагноза будет выработана тактика ведения ребёнка, его дальнейший путь к реабилитации и восстановлению. Я всегда говорю родителям: чем раньше начнём, тем успешнее будет лечение. Оптимально проводить его в возрасте до трёх—пяти лет. Всё, что сформировано к этому возрасту, исправлять значительно сложнее.

Примерить костюм космонавта

Ребёнку с особенностями предложат почувствовать себя космонавтом. Это не шутка, «лечебный костюм Адели», как он правильно называется, — один из тренажёров, который используется в лечении детей с проблемами опорно-двигательной системы.

— С такими костюмами мы работаем давно, есть разные варианты этого тренажёра. За последние два года по программе модернизации мы обновили оборудование, получили новые тренажёры для формирования двигательных функций, вертикализаторы, практически полностью заменили физиотерапевтическую базу. К примеру, тренажёр Гросса способствует развитию двигательных функций, координации, снимает спастику, что важно для детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Очень хорошо в этом случае снимают спастику и препараты ботулотоксина, сегодня это мировой стандарт в лечении ДЦП и мы его успешно применяем. Препарат вводится в спастичную мышцу, она становится более податливой, а сама реабилитация — эффективной.

Здоровый человек при ходьбе ставит ногу с пятки на носок, ребёнок, имеющий проблемы в развитии, делает наоборот — ступает с носка на пятку. Врачи заново учат его ходить, кардинально меняя стереотип, сложившийся в его головном мозге.

— Детский церебральный паралич — это следствие тяжёлого поражения головного мозга, и, к сожалению, полного выздоровления в случае ДЦП не наступает. Однако если начать лечение буквально с первых месяцев жизни, в некоторых случаях удаётся избежать выхода в ДЦП. Какие-то проблемы могут остаться, но в целом инвалидности не будет. Если же это заболевание всё-таки сформировалось, постоянная грамотная индивидуальная реабилитация позволит получить положительные результаты в развитии ребенка. При условии постоянной работы этот ребёнок может и должен развиваться. В Новосибирске наблюдается 780 детей с таким диагнозом. В 80% случаев эти дети ходят, обслуживают себя, в зависимости от сохранности интеллекта могут учиться и некоторые даже заканчивают вузы.

Кроме детского церебрального паралича, врачи ДГКБ № 3 занимаются и другими заболеваниями, приводящими к детской инвалидности, такими, как эпилепсия, последствия энцефалитов, травм, врождённые аномалии головного мозга, генетические болезни с неврологическими проявлениями. Здесь же помогут разобраться с непонятными головными болями, проблемами в обучении ребёнка — утомляемости или неусидчивости.

Никогда не говорят «никогда»

Нет безнадёжных диагнозов. Ни одной маме врачи, если, конечно, они настоящие специалисты своего дела, не скажут: ваш ребёнок обречён. Чуда может и не произойти, но есть возможность уменьшить проявления болезни. И вот тут действительно родителям потребуются любовь, терпение и… время.

— Есть, конечно, процент заболеваний, где мы бессильны. Врачи — не боги. И всё равно нет ни одного ребёнка, которому бы не оказывалась помощь, с которым бы мы не работали и не пытались найти путь к улучшению или стабилизации его состояния. Мы будем подбирать лечение, при необходимости направим на высокотехнологичную помощь (ВТП) в федеральные учреждения Москвы и Санкт-Петербурга. Если есть необходимость, направляем на диагностику в НИИ педиатрии и детской хирургии, когда требуется более точная постановка диагноза и те исследования, которых нет в Новосибирске. Из методов лечения и восстановления у нас уже есть многое. Сейчас мы мечтаем о приобретении аппарата «Локомат». Это компьютеризированное устройство, состоящее из беговой дорожки и своеобразного робота, который помогает человеку двигаться, на нём неходячих детей обучают ходьбе. Таких аппаратов в системе детского здравоохранения страны всего три: в Российском реабилитационном центре «Детство» и Научно-практическом центре детской психоневрологии — в Москве и в Санкт-Петербургском детском ортопедическом институте имени Турнера. Наши мамочки с ребятишками ездят туда на курсовое лечение. Пока этот аппарат из-за высокой стоимости нам не доступен, но, надеемся, что со временем он у нас появится.

За небольшим исключением врачи ДГКБ № 3 владеют всем арсеналом средств для реабилитации детей-инвалидов. Причём делают это совершенно бесплатно в рамках Программы государственных гарантий. В их профессионализме сомневаться не приходится. Новосибирская неврологическая служба пользуется уважением у московских коллег, которые и сами приезжают сюда на различные конференции и приглашают к себе новосибирцев обменяться опытом.

— Весь мир уже понял, что проблемы в неврологии часто генетически обусловлены. Мы сами приходим к этому, анализируя конкретные случаи. Есть семьи, в которых не один, а два и три ребёнка имеют тяжёлые наследственные неврологические дефекты, как, например, миопатия врождённая. Мы работаем с нашими генетиками, специалистами Медико-генетической консультации, которая находится по адресу: Станиславского, 24; часть исследований направляется в другие города России.

Планировать беременность, чтобы предупредить возможные дефекты развития ребёнка, — такой подход давно существует в цивилизованных странах. Будущие родители обследуются на наличие инфекций, соматических и генетических патологий, поправляют здоровье, а уж затем заводят ребёнка. Неплохо было бы и нам перенять этот опыт.

Галина Попова:

— Третья часть всех детей-инвалидов в Новосибирске имеют патологию нервной системы. Ещё около 30 процентов — это дети с заболеваниями других органов и систем, которые проявляются и поражением ЦНС.

Марина Шабанова

Источник: vedomosti.sfo.ru