Архив:

Все включено: шум, парты и сочувствие

У Валеры Поморцева, юного междуреченца с ограниченными физическими возможностями, в октябре сбылась еще одна мечта – он пошел во второй класс в школу. В самую настоящую, где шумно и весело на переменах, где звонит звонок на каждый урок. До этого весь прошлый учебный год учитель приходила к Валере домой, и мальчик был лишен самого дорогого – общения со сверстниками.

Инвалид — не инвалид: дети так не делятся!

У мальчика нету правых руки и ноги. Конечностей ребенок лишился еще в полуторагодовалом возрасте. Поморцевы жили тогда в поселке Камешок, по соседству с железной дорогой. Занятые разгрузкой машины с углем, старшие не уследили, как проснувшийся малыш вышел из дома и отправился к «железке». Его не испугал стоявший на путях грузовой состав. Мальчуган подлез под вагон, и в это время поезд двинулся…

Врачи сделали что могли: зачистили ткани, убрали осколки костей, полностью удалили лопатку и часть ключицы. Но если рваные рубцы и шрамы на правом боку можно спрятать под одеждой, то отсутствие конечностей с одной стороны ничем не скроешь. Даже с костылями мальчик ходить не способен.

Так бы и пришлось Валере постигать науки в домашних условиях, если бы в Междуреченске не начали развивать инклюзивное образование, то есть доступное для детей с ограниченными возможностями в обычной общеобразовательной школе.

В школе №22 сегодня вместе со здоровыми ребятами учатся несколько детей-инвалидов. До этого они занимались по индивидуальным программам и фактически были изолированы от общества. Сейчас для обучения особых детей в начальных классах созданы все условия. Сооружены стационарные пандусы. Приобретено несколько легких инвалидных колясок, электромобиль и переносные пандусы, благодаря которым можно беспрепятственно перемещаться по школе. Расширены дверные проемы до 90 см, чтобы свободно проходили инвалидные коляски, приобретены парты, регулируемые и по росту, и по углу наклона.

Но главная гордость – это специальный кабинет для занятий именно с особыми детьми: оборудование для обучения инвалидов по слуху и зрению и больных церебральным параличом, много различных снарядов и игр, развивающих мелкую моторику и движение, компьютеры со специальными программами и даже кварцевый песок, которым можно рисовать.

- В рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» мы одними из первых в городе начали вводить инклюзивное образование. Пытаемся создать единую образовательную среду для детей здоровых и детей с ограниченными возможностями. Наша работа главным образом нацелена на учащихся, у которых есть проблемы с опорно-двигательным аппаратом, — рассказывает заместитель директора школы по ОБЖ Лидия Савельевна Рыбакова. – Это дети с ДЦП и последствиями травм, но с сохраненным интеллектом. Два ребенка у нас сейчас занимаются в школе будущего первоклассника, оба колясочники, в сентябре они придут к нам в первый класс. Мы тесно сотрудничаем со специализированным детским садом №35 «Лесная сказка», который посещают дети с ограниченными возможностями. И если родители пожелают отдать особого ребенка в школу, мы сможем его принять. Но пока только в начальную школу. В связи с кабинетной системой обучения в старших классах, возникнут определенные трудности передвижения в колясках по этажам.

- Направление новое, школа в инклюзивном образовании делает первые шаги, — признает директор Татьяна Викторовна Барсукова. — Два педагога и завуч получили специальное образование в Московском городском психолого-педагогическом университете по курсу индивидуальной реабилитации детей-инвалидов в обычных образовательных школах. Думаю, появится у нас со временем и тьюторство (сопровождение).

Наша школа с 1995 года работает по возрождению русских традиций. Вся сложившаяся система работы, на мой взгляд, подвела почву к тому, чтобы мы занялись и инклюзивным образованием. Это сложное дело, не все родители психологически готовы принять такое совместное обучение. А учителя и дети уже готовы. Мировая практика доказывает: когда дети учатся вместе с теми, кто немного отличается от них, они становятся добрее…

«В школе интересно!»

Несколько лет жизнь Валеры проходила исключительно в стенах маленькой комнаты общежития, в которой семья Поморцевых оказалась после того, как сгорел их дом. Общежитские ребятишки, игравшие в холле на этаже, в свои игры инвалида не приглашали. И мальчик, глядя на них со стороны, мечтал, что, когда у него вырастут ножка и ручка, он, как и другие дети, пойдет в школу, будет играть вместе со всеми в веселые и шумные игры.

В благотворительной акции по сбору денег на протезы для Валеры два с лишним года назад приняли участие предприниматели, общественность города и просто неравнодушные люди. За короткое время на расчетный счет мамы Валеры Людмилы Поморцевой в Сбербанке было направлено более ста тысяч рублей. Действенная помощь поступила и от губернатора области А.Г.Тулеева. По его просьбе в Фонде социального страхования нашли возможности, чтобы отправить мальчика с мамой в Москву в детское ортопедическое отделение «Федерального бюро медико-социальной экспертизы». Здесь Людмила с сыном провели три месяца, ожидая, пока по специальному заказу московских врачей в Германии изготовят основные части для будущих протезов руки и ноги. На 30 тысяч рублей, выделенных губернатором им на расходы, купили легкую складывающуюся инвалидную коляску, с которой можно и в транспорт, и в магазин зайти.

…Тогда заветная мечта Валеры о ручке и ножке сбылась, корсетные протезы были изготовлены отличные. Надевая сверху на них одежду, внешне мальчик уже ничем не отличался от других. Однако общежитие коридорного типа, с единственным душем на всех жильцов и общими удобствами в конце коридора, конечно, было не лучшим вариантом для проживания многодетной семьи, да еще с ребенком-инвалидом. По своему статусу Людмила мать-одиночка, но живет гражданским браком с Евгением, отцом своих младших дочерей, Насти и Полины. Сейчас в семье уже четверо детей, в том числе два школьника – Валера и старшая 13-летняя Даша. В прошлом сентябре семья благодаря субсидии областной власти получила благоустроенную трехкомнатную квартиру на вторичном рынке. Людмила Геннадьевна рассказывает, что очень благодарна за помощь и то внимание, которое горожане и власти оказали ее семье. Собранные в свое время благотворительные деньги, раз уж не пришлось потратить их на протезы, практически все лежат в Сбербанке. Однако Валера растет, изготовленные два года назад протезы руки и ноги уже не годятся, их надо обновлять. Поэтому расходы еще предстоят.

В школу Валеру мама привозит в хорошую погоду на инвалидной коляске или на саночках. Но нередко и на такси. Местные таксофирмы постоянно оказывают семье благотворительную помощь в виде бесплатных поездок.

- Валера ходит в школу с желанием, ему нравится общаться с ребятами, — говорит Людмила Поморцева. – Но летом обязательно надо обновить протез. Возможно, придется ехать в Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта.

…Физическая и психологическая травма, перенесенные в младенчестве, конечно, не могли не отразиться на развитии ребенка. Есть у него отставание в речи, и школьные предметы даются пока с трудом. Но, несмотря на это в классе Валере комфортно. Увечье мальчика ровесники воспринимают без негативных эмоций. Ребята готовы всегда прийти ему на выручку. Но Валера – парень самостоятельный и даже расстояние до столовой или актового зала преодолевает сам, шустро прыгая на одной ноге. Он уже приспособился передвигаться таким способом.

Кроме Валеры, в классе учится еще один мальчик с ограниченными детским церебральным параличом возможностями. Первая учительница ребят, Анна Геннадьевна Шепталина, терпеливо работает с детьми-инвалидами. Класс пошел на физкультуру, а Анна Геннадьевна использует свободный урок, чтобы подтянуть знания Валеры перед контрольной по математике.

- Валера, лучше учиться дома или в школе? – задаю «провокационный» вопрос. И слышу однозначное:

- В школе! Здесь интересно, праздников много. И можно бегать…

Людмила Худик

Источник: www.kuzbass85.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ