Архив:

Собака - глаз человека

Золотой ретривер, носящий благородную кличку Квинси (от слова Queen — королевский) встречает нас как самых долгожданных гостей, хотя и видит впервые. Но по первому же зову хозяйки собака бросается к ней и занимает привычное место у ног. Это больше чем просто дружба человека с собакой. Таких, как Квинси, в Латвии очень мало, можно пересчитать по пальцам, и у них очень важная и ответственная роль: они работают глазами для незрячих. У вентспилсчанки Людмилы это уже вторая собака–поводырь, и только благодаря этим специально обученным четвероногим друзьям она может чувствовать, что ее возможности не так уж сильно ограничены.

Тяжелая травма, полученная в результате аварии, погрузила ее мир в темноту. Трагедия произошла в 1982 году: их машина лоб в лоб столкнулась со встречной. Только двое из пяти пассажиров остались в живых — Людмила и ее муж. Американский врач, осмотревший тогда пострадавшую, сказал, что полная потеря зрения при такой травме — лучший исход. И жизнь пришлось принимать при новых обстоятельствах, которые не помешали родить и воспитать дочь. Людмиле очень хотелось чувствовать себя в этой жизни настолько полноценно, насколько это возможно, поэтому появилась идея взять собаку–поводыря.

"Первая обученная собака у меня появилась в 1998 году. Муж меня убедил взять ее, — рассказывает Людмила. — После того как человек теряет зрение, самая лучшая реабилитация происходит через контакт с собакой. Я несколько раз была в реабилитационном центре в Риге, там тебя очень жалеют, понимают, что ты многого не можешь сделать сам. Есть некая оторванность от реального мира. Совсем иначе себя чувствуешь, когда идешь по улице с собакой–поводырем, один на один с внешним миром, это и есть самая лучшая реабилитация. Очень жалею, что не приобрела такую собаку раньше — сразу после того, как потеряла зрение. Я бы смогла работать, ведь такое желание было".

В 2010 году преданного поводыря не стало. В память о верном друге и помощнике теперь на полке секции стоит фотография белого лабрадора–ретривера. Людмила снова стала нуждаться в "глазах". Если первую собаку она с мужем приобрела 14 лет назад в московском питомнике для незрячих при финансовой поддержке одной фирмы, то купить такую собаку в нынешнее время не было возможности. Стоимость обученной собаки–поводыря в Латвии составляет 6 тысяч латов. Поэтому Людмила обратилась в общество слепых Латвии, которое реализует разные проекты в помощь незрячим. Подготовкой собак–поводырей для слепых и людей с ограниченными возможностями в Латвии занимается волонтерское общество Saules suns ("Солнечная собака"). В 2011 году это общество, победив в конкурсе, получило заказ Министерства благосостояния на подготовку 3 собак поводырей в рамках проекта с софинансированием ЕС "Развитие услуг реабилитации для людей с нарушениями зрения в Латвии". А это значит, что трое человек, имеющих проблемы со зрением, бесплатно получили обученных собак. Увы, всего лишь трое, у каждого проекта есть свои рамки, и государство не очень–то активно в их расширении. А ведь в Латвии насчитывается около 8 тысяч человек, имеющих проблемы со зрением...

Хочешь не хочешь, а гулять надо

"Благодаря собаке я поддерживаю свое здоровье — хочешь не хочешь, а гулять с собакой надо, — рассказывает Людмила. — Если вынужден долгое время сидеть дома, то через месяц–два физически слабеешь, психика меняется, тяжело поддерживать контакт со знакомыми".

С правилами продовольственно–ветеринарной службы не поспоришь: ни с собаками, ни с какими–либо другими домашними животными в магазин вход воспрещен. Нет исключения и для незрячих, которые идут c собаками–поводырями. "За костями для собаки ходим в определенный магазин, там для нас уже все приготовлено, продавец сама выносит товар. В обычных магазинах я бы не смогла приобрести продукты, потому как с собаками входить нельзя, а без нее я и не смогу. Помогают отзывчивые люди — сразу на входе предлагают помощь. С пониманием относятся и автоводители — притормаживают и ждут, когда мы с собакой перейдем дорогу".

При распределении собак–поводырей нужно учитывать характеры человека и собаки. Здесь должен быть только слаженный тандем. До ретривера Квинси всего пару дней у Людмилы поработала другая обученная собака — лабрадор Шанишка. Этих нескольких дней хватило, чтобы понять, что темпы у них разные, слишком шустрым оказался пес. Союза не получилось, и на замену приехала Квинси. "То, что это моя собака, стало понятно сразу. Она приняла меня как хозяйку очень быстро, быстро полюбила всех домочадцев", — рассказывает Людмила.

И никакой личной жизни

Маршрут Людмиле и ее верному псу хорошо знаком. Уверенным, быстрым шагом, настолько быстрым, что мы с фотографом еле успеваем, она с Квинси идет гулять по району. "Утром ходим в лес на прогулку, это около трех с половиной километров", — рассказывает Людмила. — И вечером проделываем то же расстояние. Самое главное, что я могу идти в том темпе, в котором я хочу: я иду быстрым шагом, быстро идет собака, замедляю шаг — замедляет она. Когда гуляем с мужем, все–таки приходится подчиняться тому темпу, какой задает он.

В лесу Людмила позволяет собаке побегать, но команда "ко мне" моментально возвращает Квинси к ногам хозяйки.

Существует ошибочное мнение, что главная обязанность собаки–поводыря — правильно на светофоре перевести человека через дорогу. Людмила поясняет: "Дорогу перехожу я сама, когда слышу, что машины остановились. Главная же задача собаки — сообщать мне о преградах". Будь то яма, люк, ремонтные работы, машина, преградившая путь, или низко свисающая ветка, собака должна просто остановиться, тем самым сообщив хозяину о возникшей проблеме. Также она умеет поднимать белую трость, если хозяин ее уронил, поднимать другие мелкие предметы, например, ключи.

Нет у собак–поводырей и права на частную — собачью жизнь: нельзя отвлекаться ни на кошек, ни на других собак, поэтому для полной надежности специально обученных собак стерилизуют. Есть только полное послушание человеку, ведь, без ложного пафоса говоря, ей вверена жизнь человека.

Ирина Курганова

Источник: vesti.lv

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ