Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Протезы зрения - возможно ли это?

По доступной мне информации, в конце 90-х и начале 2000-х годов велись активные и достаточно результативные исследования с целью создания «протезов для незрячих», которые можно разделить на три направления: имплантанты, "трансмодальные протезы" и "альтернативное зрение". Что они из себя представляют, что из них получилось и что ещё может получиться?

1. Имплантанты сетчатки и даже нервных зрительных узлов. Результаты этого направления слишком скромны - разработчики объясняют это недостатком наших знаний о работе мозга и отсутствием специальной элементной базы.

UPD 2.04.09: Здесь - последняя информация по имплантантам.

2. «Трансмодальные протезы» – замена зрительного восприятия слуховым и замена зрительного восприятия тактильным . ( Здесь можно найти ссылки на другие ресурсы по теме).

- Видеоинформация с камер, крепящихся на голове, преобразуется в слуховую и подается пользователю через наушники; или преобразуется в механическую и подается пользователю через тактильные аппликаторы, крепящиеся на торсе.

3. «Альтернативное зрение» – выработка способности к ориентированию в пространстве без зрения («пространственная интуиция», «кожное зрение», «третий глаз»). Как это происходит, не знают даже сами разработчики.

Все три направления получали достоверные результаты у некоторых пользователей, но так и не получили широкого распространения, чему я вижу следующие объяснения:

1. Сами разработчики имплантантов говорят о недостаточности наших знаний о кодировании информации в мозге и отсутствии необходимой технической базы. Мне это направление представляется делом будущего.

2. «Трансмодальные протезы» достаточно хорошо осваиваются людьми, обладающими предрасположенностью к «синестезии» – способности мозга «переводить» данные одной модальности восприятия в другую; например способностью «цветного слуха», наиболее известный случай – писатель В.Набоков. В своей автобиографии «Дальние берега» он описывает, как отдельные звуки ему представлялись цветными зрительными образами. По разным данным, таких людей 0,5 – 5%.

3. «Альтернативное зрение», на мой взгляд, опирается на эффект «кожного/клеточного зрения», способного давать лишь информацию о наличии объектов, движущихся в поле «зрения» (или о неподвижных объектах в поле «зрения» движущегося «зрителя»). Глаз снабжен оптической системой, формирующей изображение объекта – «кожное зрение» на это не способно. Наиболее общеизвестное проявление «кожного зрения», с которым хотя бы раз сталкивался каждый – «чувство чужого взгляда», когда мы «спиной» чувствуем, что на нас смотрят. Подробнее – здесь.

Необходимо особо отметить, что все три направления получили вполне достоверные результаты с некоторыми пользователями, но так и не получили широкого распространения – по причине отсутствия у разработчиков ясного представления о психофизиологических механизмах, которые используют их устройства.

Но если учесть тот факт, что клетки кожи (как и любые другие) обладают светочувствительностью, и клетки-рецепторы сетчатки глаза имеют то же происхождение (в эволюционном смысле), что и кожа, представляется вполне возможным «перевоспитать» небольшие участки кожи для выполнения роли сетчатки.

Если на эти участки кожи спроецировать сформированное изображение (на что «кожное зрение» само по себе не способно), то информация дальше пойдет по «обычным» (хотя и «забытым») нервным путям – необходимости в синестезии (перевода тактильной или слуховой информации в форму, доступную зрительному анализатору мозга) не будет.

Как это могло бы выглядеть?

В «освоенном» виде всё предполагается довольно просто:

На очках или головном уборе расположены видеокамеры (от мобильника), передающие изображение на видеокарту, преобразующую «картинки». От видеокарты «картинки» передаются на «видео-аппликаторы» – цветные ЖК-дисплеи от того же мобильника, прижатые к груди повыше сосков.И всё.

Процесс освоения и оборудование для освоения посложнее – как и для любых других протезов.

I этап – «тактильный» – формирование «рецепторных полей» (участков повышенной чувствительности) на груди:

1. На «тактильный аппликатор» (работающий по принципу точечного принтера) передаются буквы Брайля, ощупываемые пользователем, затем простые геометрические фигуры, обычные буквы. Задача – «скопировать/перенести» имеющееся у любого достаточно взрослого незрячего "рецепторное поле" с кончиков пальцев на новое место.

2. Затем «тактильный аппликатор» последовательно заменяется на «воздушный» (по принципу струйного принтера) и затем «инфракрасный», составленный из инфракрасных лазеров. Задача – повысить чувствительность новых рецепторных полей и перейти от тактильного восприятия к термическому – оптическому.

II этап – «оптический» – обучение новых рецепторных полей полноценному оптическому восприятию.

На полноценные видео-аппликаторы передается вначале контрастное черно-красное изображение, затем контрастное черно-белое, затем полноценное цветное.

Дети до 1 года, возможно, смогут начинать с черно-белого изображения. Этот вариант и должен быть выбран для опробования, как «стартовый».

Разумеется, неизбежны проблемы: с потоотделением и вентиляцией, с фокусированием и резкостью, множество других. Но, на мой взгляд, игра стоит свеч.

Как проверить "реализуемость"?

Попытки заинтересовать кое-какие организации натыкаются на элементарный «игнор», что я понимаю как верчение пальцем у виска. «Со свиным рылом да в калашный ряд»… Может, удастся заинтересовать людей?

Начну с конца – нужны дети, родившиеся незрячими. Чем младше, тем лучше. Точнее, их родители, оказавшиеся в достаточно благоприятных условиях, чтобы не отдать ребенка государству. Экспериментирование на «государственных» детях представляется не совсем этичным.

Затем, нужно два одинаковых мобильника (пусть б/у) с опцией видеосъемки.

Затем, нужен достаточно грамотный электронщик, способный смонтировать «зрительный протез»: - закрепить камеры на детском чепчике; - закрепить дисплеи на «лифчике» так, чтобы они прижимались к коже повыше сосков; - на этом же «лифчике» закрепить аккумулятор и видеоплаты с мобильников; - всё это соединить, «перепрошить» и запустить.

Затем все это надеваем на ребенка и отпускаем его – ползать, играть, щупать все что подвернется. И, дай Бог, рассматривать. Обучением/освоением протеза займется мозг ребенка.

Здесь и здесь можно найти что-то вроде "теоретического обоснования" всего этого дела.


Почему-то мне надеется, что все это можно сделать в «Интернет-режиме» – ребенок с Ижевска, мобильники с Воронежа и Москвы, электронщики с Питера.

Кто-то выдумывает и выкладывает в сети план ограбления банка. Через месяц, а то и неделю кто-то другой этот план пробует - и у него получается. Может, попробуем что-то хорошее и нужное? Вдруг получится...

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ