Архив:

Открыты университеты для всех!

Российский и зарубежный опыт высшего образования для инвалидов

Не секрет, что проблемы и судьбы людей-инвалидов, несмотря на декларации государственных чиновников разных уровней, - все еще теневая сторона жизни российского социума. Выживать и доказывать свое право быть такими, как все, людям с особенностями физического развития приходится порой долго, упорно и трудно. Многие здоровые россияне стараются дистанцироваться, не вникать в чужую боль, не обращать внимания на существующую несправедливость, а порой - и дискриминацию при поступлении в высшие учебные заведения, устройстве на работу, а между тем, уровень развития общества определяется как раз по отношению к тем, чьи возможности ограничены.

Довольно долго инклюзивное образование инвалидов в России развивалось исключительно благодаря энтузиазму и доброте, широте взглядов и пониманию отдельных прогрессивных педагогов и ректоров вузов. Так еще в конце девяностых годов, количество студентов с ограниченными возможностями не превышало пятисот человек, они обучались в трех университетах. Сегодня речь идет об интеграции существующего образовательного опыта, технических разработок и потенциала ведущих мировых вузов для всесторонней поддержки программ обучения как можно большего числа инвалидов в России и развития образования, открытого и доступного для всех.

В мире проблема социальной адаптации людей с отклонениями физического развития стоит очень остро: согласно официальным данным Всемирной организации здравоохранения, сегодня на земле проживают около пятисот миллионов инвалидов и столько же лиц с ограниченными возможностями. Масштаб проблемы впечатляет: содержание огромной армии граждан, нуждающихся в социальной поддержке, не под силу даже экономикам развитых государств. ООН приняла специальную Конвенцию по делам инвалидов, которую, среди прочих стран-участниц, в апреле 2012 года ратифицировала и Россия. А 7 мая того же года Президент РФ подписал указ "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", который предполагает разработку мер по содействию трудоустройству инвалидов, обеспечения доступности профессионального образования.

На сегодняшний день в России ежегодно учатся в вузах около 30 тысяч инвалидов и людей с ограниченными возможностями. Цифра очень маленькая, поскольку до недавнего времени лишь отдельные университеты могли развивать у себя направление инклюзивного образования, реализовывая фундаментальное право на образование лиц с ограниченными возможностями.

29 октября текущего года в информагентстве "РИА Новости" состоялся круглый стол на тему "Мировое сообщество университетов в аспекте социальной политики в отношении инвалидов". В мероприятии приняли участие: Президент МГТУ им.Н.Э.Баумана, академик РАН И.Б.Федоров, Генеральный секретарь Российского Союза ректоров О.В.Каширина, директор Головного учебно-исследовательского и методического Центра профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья МГТУ им.Н.Э.Баумана А.Г.Станевский, вице-Президент Рочестерского технологического института Дж.Бакли, директор PEN-International при NTID/RIT Дж.Декаро, заместитель руководителя Центра социальных рейтингов РИА Новости Н.В.Тюрина, ректоры ведущих российских вузов, американские эксперты, студенты, журналисты. Сурдопереводчики обеспечивали синхронный перевод с русского и английского языков для слабослышащих гостей мероприятия.

Выступающие и эксперты в первую очередь обратили внимание на необходимость дальнейших действий в области государственной поддержки программ по обучению инвалидов в российских вузах, необходимости развития технической базы учебных программ, обмена опытом с иностранными коллегами, работы в области психолого-педагогической поддержки студентов-инвалидов, их реабилитации и успешной социализации, создания новой философии отношения общества к особенным гражданам.

Во многих вузах, даже столичных, до сих пор нет возможностей для передвижения инвалидов-колясочников или технических обучающих средств для слабослышащих. Да и просто доставить таких людей в университет и обеспечить соответствующими учебными материалами порой становится настоящей проблемой. Не говоря уже о том, чтобы после окончания вуза иметь возможность гармонично включить человека с особенностями развития в профессиональную и социальную среду.

Тем не менее, определенный прогресс в реализации программ высшего образования для инвалидов в нашей стране существует. По сообщению директора Головного учебно-исследовательского и методического Центра профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья МГТУ им.Н.Э.Баумана А.Г.Станевского, инвалиды сегодня имеют возможности для обучения более, чем в ста двадцати российских вузах. Причем, их уровень успеваемости порой опережает аналогичные показатели среди обычных студентов: ребята вгрызаются в знания с интересом и большим энтузиазмом, трудятся вдумчиво и кропотливо. Так что при наличии должной технической оснащенности учебной площадки процесс образования особенных людей развивается очень успешно. Другое дело, что не хватает комплексных программ по медицинской реабилитации таких студентов, специалистов, которые занимались бы с ними дополнительно для обеспечения полноценной социализации ребят.

Особая роль в деле продвижения и развития высшего образования для инвалидов в нашей стране принадлежит Российскому Союзу ректоров. Благотворительная программа "Талант преодоления", целью которой является оказание творческой, просветительской и социо-психологической поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья, за пять лет своего существования охватила уже более трех тысяч молодых россиян. В число задач программы входят стимулирование детей-инвалидов к интеллектуальной активности, создание дополнительных инструментов просвещения и пропаганды образования.

Генеральный секретарь Российского Союза ректоров О.В.Каширина отметила, что инклюзивное образование благоприятно влияет не только на ребят с ограниченными возможностями, но и на педагогов, товарищей по учебе. В коллективах формируется обстановка взаимного уважения, помощи, доверия, что несет в себе здоровый воспитательный элемент, способствует формированию нового человеческого социума, доброжелательного и открытого для всех.

МГТУ имени Баумана занимается образованием и социальной адаптацией инвалидов с 1934 года, в данном вопросе у учебного заведения накоплен огромный опыт. Президент легендарной Бауманки И.Б.Федоров рассказал с гордостью, что в вузе был изначально запущен процесс интегрированного образования: сначала молодые люди учатся на подготовительных курсах, два года занимаются в специальных группах, а с третьего вливаются в обычный студенческий коллектив и занимаются наравне со всеми.

С 1993 года вуз сотрудничает с Национальным техническим институтом для глухих (Рочестерским технологическим институтом), в результате чего в университете аккумулируется и применяется зарубежный опыт обучения людей с ограниченными возможностями. В частности, была успешно внедрена технология обеспечения информационной и содержательной доступности, получившая признание в США в качестве эффективного инструмента помощи глухим и слабослышащим гражданам в сфере образования.

К проекту PEN-International подключились крупнейшие вузы России и мира, заинтересованные в решении задач инфраструктурного и организационного обеспечения высшего образования инвалидов. Огромный опыт в этом вопросе накоплен в Японии, Китае, США, синергия ресурсов разных стран усиливает возможности участников проекта. Роль МГТУ имени Н.Э.Баумана состоит в создании российской сети образовательных учреждений для расширения возможностей инвалидов в процессе получения высшего образования. Дальнейший план действий направлен на реализацию инновационных, социально значимых проектов в области технологий специальных возможностей и создании доступной и удобной образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями.

Результаты комплексной образовательной политики и практики уважаемого университета поразительны. Если в целом по стране проблема трудоустройства даже здоровых выпускников вузов стоит очень остро, то все без исключения птенцы МГТУ имени Баумана разлетаются из родного гнезда, сразу начиная работать по специальности. Такие специалисты - на вес золота и в России, и за рубежом, вне зависимости от их физических показателей. Достаточно часто среди студентов и выпускников практикуется отказ от инвалидности: молодые люди предпочитают заявлять о себе, как о полноценных членах общества, способных обеспечить себя самостоятельно и не претендующих на дополнительную финансовую помощь от государства.

К сожалению, далеко не все вузы могут похвастаться такими успехами. Особенно трудно выпускникам-инвалидам приходится на рынке труда, когда конкурировать за рабочее место приходится с абсолютно здоровыми людьми. Так, к примеру, в Татарстане только треть выпускников с ограниченными возможностями трудоустраивается по специальности. Поэтому немало внимания на мероприятии уделялось необходимости углубления сотрудничества университетов с частным бизнесом и центрами занятости в вопросе трудоустройства инвалидов-выпускников. Необходимо формирование целенаправленной стратегии развития особенных ребят, начиная с вступления в образовательный цикл и заканчивая обретением работы по специальности. В этом процессе должны активно участвовать и государство, и общество, и работодатели. Ведь главным итогом образовательной практики для тех, чьи возможности ограничены, является, прежде всего, осознание себя полноценным гражданином, успешная адаптация к общественной жизни, трудоустройство по избранной специальности, непрерывное личностное и профессиональное развитие.

Наталья Лайдинен, кандидат социологических наук

Источник: viperson.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ