Архив:

О выгоде "невыгодного" предпринимательского проекта

В стране создаются предпосылки для развития сферы социального бизнеса.

Почему у нас решение различных социальных вопросов априори оборачивается проблемой? Потому что государство не может охватить всех проблем скопом. Потому что мы разрушили прежнюю систему решения социальных проблем, а в условиях рынка она складывается далеко не сразу – меняется система ценностей. Не надо так уж понимающе кивать: мол, в Советском Союзе была куча негативных базовых конструкций, но уж социалка… А вы инвалида на улице вообще когда-нибудь в то время встречали? Так что давайте обойдемся без легенд.

Состоявшийся в столице национальный форум социальных проектов «СоциоБизнес-2012: Потенциал социального предпринимательства», организованный Агентством стратегических инициатив и компанией TalkSquare, породил всякого рода размышления. Обратите внимание, сама по себе постановка вопроса о развитии социального предпринимательства – это огромный прорыв вперед. Государство пришло к пониманию того, что следует всерьез заняться созданием сектора социального бизнеса.

А вот вы можете себе объяснить, что это такое? Позволим себе грубую неграмотную фразу: предприниматель предпринимает свое предприятие для получения прибыли. Правильно? Конечно, на то и рынок, чтобы зарабатывать, открыв свое дело. А теперь представьте себе компанию, которая организуется не для извлечения прибыли, а для выполнения социальной миссии. Вам кажется это эфемерным? Отчего же: вот, например, в Великобритании действует порядка 55 тысяч социально-ориентированных компаний с общим годовым оборотом 12 миллиардов евро.

Так то Англия, усмехнется иной. Подождите, что ж, так мы и будем только понимающе усмехаться? Это скучно. Тем более что процесс пошел. И поддержка социального предпринимательства является базовым видом деятельности для направления деятельности Агентства стратегических инициатив «Социальные проекты». И если в настоящее время лишь один процент российских компаний оказывает социальные услуги, АСИ собирается увеличить их количество до десяти процентов. Как заметил на форуме директор направления «Социальные проекты» Владимир Яблонский, для этого в первую очередь необходимо выработать систему взаимодействия социального предпринимательства и органов власти.

Александра Московская, директор центра социального предпринимательства ГУ-Высшей школы экономики полагает, что социальное предприятие – это все-таки коммерческая организация, но выполняющее социальную миссию. Верно: ведь бизнес не может быть убыточным, другой вопрос кто и как его финансирует и поддерживает. Данного рода компании делятся в нашей стране на три группы. К первой относится, к примеру, такие, кто обслуживает различные категории инвалидов, выпускающих необходимые для них товары и плюс к тому производящие какую-либо продукцию дополнительно.

Вторая группа – благотворительные и некоммерческие организации. Они бесплатно снабжают пожилых людей, инвалидов колясками, костылями, другим реабилитационным оборудованием. Это могут быть фирмы, обслуживающие нужны многодетных семей. Есть и такие предприятия малого бизнеса, которые находят способы налаживать производство инвентаря для людей с ограниченными возможностями без выгоды для себя. Как отметил на форуме исполнительный директор Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» Евгений Живоглазов, социальное предпринимательство – нечто среднее между бизнесом и благотворительностью. По его словам, критерий такого рода деятельности – решение социальной проблемы с одной стороны, самоокупаемость, финансовая устойчивость, инновационность, с другой. Непростое сочетание, не правда ли?

Как точно подметил депутат Государственной думы Александр Абалаков, прежде всего, следует закрепить термин «социальное предпринимательство» на законодательном уровне. По его словам, отсутствие юридической и законодательной базы не позволяет свободно развиваться бизнесу в данном направлении.

Владимир Ратманский

Источник: vmdaily.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ