Архив:

Тишина на борцовском ковре

«Человек с ограниченными возможностями» — понятие весьма относительное, считает спортсменка из Республики Алтай Марина Друшлякова. Встречая Марину на улицах города, я говорю ей «Здравствуй!», и лишь потом, бывает, вспоминаю: она меня не слышит. Глухая девочка родом из самой что ни на есть глубинки — маленького селения Маргала, располагающегося у подножия Теректинского хребта в Усть-Коксинском районе Республики Алтай, сумела в этой жизни не затеряться.

Начав учиться гораздо позже сверстников (в первый класс пошла в девятилетнем возрасте), к 18 годам она стала не просто умницей, красавицей и спортсменкой — в год своего совершеннолетия (2009-й) Марина Друшлякова завоевала бронзовую медаль Сурдоолимпийских игр в Тайбее, получив в награду звание заслуженного мастера спорта. Годом раньше дзюдоистка из Горного Алтая выиграла в Тулузе чемпионат мира по восточным единоборствам среди спортсменов с нарушениями слуха, после чего стала мастером спорта международного класса, годом позже — в четвертый раз выиграла чемпионат России среди инвалидов по слуху (к настоящему времени она шестикратная чемпиона РФ). Нынешней осенью завоевала серебряную медаль чемпионата мира по дзюдо, что проходил в Венесуэле.

Первое время родители не подозревали, что у дочери есть проблемы со слухом, а значит, и с речью: у старшей сестры, Риты, с этим все в порядке (у двух младших сестренок, как оказалось, тоже). Но и после обнаружения недуга девочка какое-то время жила дома. В школу пошла, переехав в город, — в интернат, в который поначалу очень не хотелось отправляться. Среди любимых предметов на первое место сразу вышла физкультура, и уже в 11 лет Марина, обыграв здоровых детей, одержала победу на первых своих серьезных соревнованиях — первенстве Республики Алтай по легкоатлетическому двоеборью. Еще через год стала третьей в городском кроссе. Среди инвалидов по слуху и зрению тем временем трижды выиграла открытую легкоатлетическую спартакиаду Алтайского края. Попав в 2005-м на «Россию», взяла третье место в стометровке.

Чтобы привести талантливую девочку в дзюдо, ее первому и единственному наставнику Владимиру Модорову (ныне он заслуженный тренер России) понадобилось немало времени и сил. Работая учителем физкультуры в интернате для глухих детей, тренер по дзюдо и самбо увидел в начинающей легкоатлетке черты, необходимые для борьбы. Марине он рассказывал о ее перспективах, руководству учебного заведения… тоже о ее перспективах: чтобы отпросить воспитанницу на тренировки «в город», в обычный борцовский спортзал, нужны были веские доводы. «Вот увидите, она будет чемпионкой России», — звучал главный аргумент. Позже Владимир Николаевич признавался, что уже тогда, только начиная заниматься с Мариной, он думал о Сурдоолимпиаде, однако же мысль свою предпочитал не озвучивать. В те годы инвалиды из далекой маленькой республики на соревнования такого уровня не ездили, и его слова чиновники от образования могли бы счесть результатом не в меру разыгравшейся фантазии.

«В городе» глухая и молчаливая спорт-сменка боролась со слышащими соперницами, а зачастую и с соперниками. «Победа над здоровым спортсменом для слабослышащего или глухого — дело принципа и особого престижа, а потому на таких тренировках и соревнованиях у них усиливается азарт, умножаются силы, включаются дополнительные ресурсы», — рассказывает тренер.

Разговариваем мы, впрочем, втроем. И я ловлю себя на мысли: совершенно не зная языка жестов, временами, кажется, начинаю понимать Марину — ее эмоции и открытый взгляд словно облекаются в слова. Но беседу, конечно, переводит Владимир Николаевич.

На ковре — и во время подготовки, и на соревнованиях — есть свои сложности, ведь тренер не может крикнуть, подсказать, ободрить в процессе схватки (крикнуть-то он, может, и крикнет, вот только подопечный его не услышит). Поэтому во время боя глухому спортсмену приходится быть более самостоятельным: чтобы уловить жест наставника, придется отвести взгляд от соперника. Иногда это удается, но лучше не злоупотреблять. С другой стороны, человек, лишенный слуха и возможности говорить, лучше улавливает движения, быстрее и точнее реагирует на изменение ситуации.

Зал и его настроения они тоже не слышат. Зато чувствуют. Для Марины, правда, во время схватки существуют лишь сам бой, соперник и тренер. От остального она просто отключается, сосредоточиваясь на главном. И это — одна из составляющих ее побед. В числе других — целеустремленность, большое трудолюбие, желание преодолеть себя и доказать, что ты это можешь, — в первую очередь себе. «Человек должен стремиться к лучшему, учиться добиваться поставленных целей. Если даже вы в чем-то проигрываете, наверняка найдется такая сторона жизни и деятельности, где вы сможете добиться успеха. И, конечно, много значат поддержка и помощь тех, кто рядом», — уверена девушка.

Вне ковра они с соперниками общаются так же, как все остальные, даже, быть может, более активно, хотя в случае международных стартов жесты, как и языки, у всех свои. Марина вспоминает: «Одним из самых ярких турниров стал чемпионат мира — 2008 в Тулузе. Я тогда впервые попала на такие крупные и престижные соревнования. Перед этим были проблемы с оформлением визы (мне не исполнилось еще 18 лет), и пока Владимир Николаевич ходил по инстанциям, я сидела на базе в Зеленограде и гадала: поеду ли я во Францию и буду ли бороться с иностранками. Когда приехала, познакомились с француженками, а также с девчонками из Португалии, Венесуэлы, Японии, выступающими в разных видах единоборств. Мы до сих пор переписываемся, правда, из-за проблем с английским общаемся самыми простыми фразами. Конечно, великолепные впечатления остались от Тайбея — от церемоний открытия и закрытия игр, вообще от всего, что там было, от самой атмосферы этого спортивного праздника». Теперь Марина переписывается и с тайваньскими девчонками.

В ответ на вопрос о предпочтениях в развлечениях получаю целый набор игровых видов спорта и легкоатлетических дисциплин. А из мест отдыха Марине и ее друзьям ближе всего те, где можно всем этим заняться: окрестности Аи, спортивная база в Беш-Озеке и скалодром в Усть-Семе. Есть, правда, в числе приоритетов и «типично женское» занятие: дзюдоистка любит готовить и печь разные вкусности. Благо, теперь для этого есть условия: наградой за бронзу Тайбея стали не только медаль и звание, но и денежный сертификат, на который Марина купила однокомнатную квартиру (сэкономленные средства отдала родителям, чтобы семья смогла приобрести машину). Живут сейчас вчетвером: сама спортсменка, ее старшая сестра с мужем (пока строят собственный дом) и их сын Игорек, которому нет еще года. И это — еще одна отрада Марины: когда выдается время, она с удовольствием нянчится с племянником. О своих детях, считает, думать рановато — впереди Сурдоолимпиада. Признается: есть молодой человек, тоже глухонемой спортсмен, с серьезными намерениями. Но его имя и вид спорта девушка предпочитает не озвучивать. В сторону тех, кто говорит и слышит, глухонемые с подобными мыслями смотрят редко: комфортнее и надежнее, когда партнеры в семье — на равных. Правда, исключения бывают, есть такая пара и среди знакомых Марины.

В этом году спортсменка окончила школу и поступила в техникум: учится на отделочника, хотя хотела быть кондитером. Глухому выпускнику не так-то просто выбрать учебное заведение: группы для инвалидов есть, но не в каждом вузе и ссузе, и уже тем более не на каждый факультет открыта дорога человеку с ограниченными возможностями (по закону, конечно, открыта, но не будет ведь сурдопереводчик целыми днями присутствовать на занятиях!). Наша героиня учится вместе с парнем и девушкой из интерната, тоже дзюдоистами. Ее подруга Маша — слабослышащая, а значит, может переводить для друзей все, что говорят на уроках. Правда, преподавателям потребовалось время, чтобы привыкнуть к необычным первокурсникам: первое время казалось, что, жестикулируя, те разговаривают о чем-то своем, нарушая дисциплину.

«Профессия отделочника тоже в жизни пригодится, — рассуждают спортсменка и ее наставник. — Позже, может быть, получится обучиться той специальности, которую выбрала изначально». Но главные мысли сейчас все-таки не об этом, а о Сурдоолимпиаде, которая состоится летом следующего года в Болгарии: бронза Тайбея лишь подстегнула азарт. Теперь нужна полноценная победа.

В дни декады инвалидов в Горно-Алтайске, как и по всей стране, проходит череда соответствующих мероприятий, в том числе спортивных. Не полагаясь на мнение здоровых людей, которые призваны отвечать за инвалидов, включая их досуг и «интеграцию в общество», спрашиваю у Марины: «На самом ли деле нужны такие акции?». Ее лицо озаряется улыбкой: «Конечно. Это хорошая возможность принять участие еще в нескольких соревнованиях (дополнительных, непрофильных), да и просто собраться вместе, пообщаться. Очень хорошо, что они есть!». А еще в рамках декады Марину и ее друзей пригласили в школу, где они учились: на собственном примере показать, что «человек с ограниченными возможностями» — очень относительное понятие. Позже учителя делились: «Мы так много времени и сил тратим на то, что ребята смогли донести до наших школьников всего за одну встречу: многое зависит от самого человека, и главное здесь — стремиться к цели, которую выбрал, верить в себя и преодолевать обстоятельства, воспринимая трудности как задачи, которые нужно решать».

Виктория Рассказова

Источник: brl.mk.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ