Архив:

Язык музыки в разговоре с детьми-аутистами

...12-летний мальчик с аутизмом и абсолютной глухотой. Музыкальный терапевт укладывает его голову на корпус виолончели, так чтобы он касался инструмента подбородком и шеей. Затем начинает медленно водить смычком по струнам. При этом звуковые волны передаются не через барабанную перепонку, а через кости черепа непосредственно во внутреннее ухо. Мальчик впервые в своей жизни слышит музыку!

Другой пример: 4-летний мальчик с аутизмом, ни разу в своей жизни не использовал слова для общения. Он указывает на какие-либо объекты, чтобы выразить свои потребности. Его музыкальный терапевт в процессе занятия напевает песенку «Happy Trails». Все это сопровождается невербальной пантомимой с изображением скачущей лошади с характерной имитацией цоканья копыт при помощи языка.

На первый взгляд - довольно бестолковое занятие, которое с трудом можно отнести к лечению детей с аутизмом. Однако после нескольких таких занятий малыш просит снова поиграть в эту игру, причем не с помощью жестов, а издав какой-то неопределенный звук. Учителя и помощники воспринимают это с нескрываемым восторгом: это первые звуки, которые четырехлетний мальчик произнес в своей жизни. Месяц спустя, мальчик сказал: «Один, два, три» и произнес «играть мяч», выразив таким образом просьбу спеть другую понравившуюся ему песню.

Такие дни в школе, где в качестве преподавателей работают музыканты, считаются удачными, ведь удалось добиться того, что было не под силу обычным врачам: открыть глаза, уши и умы детей, которые до сих пор были закрыты к окружающему миру.

«Для людей, страдающих аутизмом, мир является хаотичным местом, полное подавляющим все уровни восприятия информацми», - говорит Джон Фоли, который работает в качестве музыкального терапевта уже более чем десять лет в школах и участвующих в различных программ во всему Северному Джерси. «Музыка имеет определенную форму для восприятия, хотя мы это не всегда осознаем и специально осмысливаем. Для детей с аутизмом эта форма восприятия иногда бывает чуть ли единственным приемлемым вариантом для контактов с окружающим миром и подобные занятия необходимо использовать сразу же после установления диагноза аутизма».

Ученые могут скептически относиться к этой методике реабилитации и обучения детей-аутистов, но родители таких детей рассказываю истории, в которые даже трудно поверить, но выводы однозначны: музыкальная терапия является эффективным методом в работе с детьми-аутистами.

«У меня нет никаких сомнений в том, что занятия музыкальной терапией помогли моему сыну», - говорит Мишель Фейлон, четырехлетний сын которого, Майкл, посещает занятия «мистера Джона», как называют Фоли родители и учащихся в школе Питера Купера в Рингвуде. «Мистер Джон является прекрасным учителем и имеет большой опыт работы с детьми. Мне трудно сказать о том, как именно подобная методика срабатывает, но я просто вижу результаты и точно знаю, что музыка является прекрасным средством для развития моего сына».

Фоли сам признает: «Мы знаем, что музыкальная терапия работает в случае с людьми со спектром аутизм спектра, даже если мы не всегда знаем, почему и как».

Есть несколько теорий о том, почему люди с аутизмом особенно позитивно реагируют на музыку. Одна из них говорит о том, что музыка дополняет их познавательные тенденции, а именно: склонность к созданию абстрактных моделей.

Немногим более года назад, конференция под названием «Аутизм на повестке дня» в Силвер Спрингс, проводимой Американской ассоциацией музыкальной терапии, многие докладчики подчеркнули необходимость проведения дальнейших исследований в этой области и ценность практических занятий музыкальной терапией, что способствует не только развитию детей-аутистов, но и накоплению информации для дальнейшего изучения такого явления, как аутизм.

В Нью-Джерси, где это аутизм диагностируется у одного из каждых 94 детей (для сравнения - 150 в среднем по стране), родители зачастую отчаянно ищут эффективные методики реабилитации для своих детей. «Определение эффективности терапии часто является серьезной проблемой», - говорит Мадлен Гольдфарб, директор по информационно-пропагандистской деятельности и образованию в Центре аутизма в Нью-Джерси медицинской школы в Ньюарке. «Родители не собираются годами ждать доказательств, они хотят помочь своим детям уже сегодня. Когда речь заходит о музыкальной терапии, многие из них настаивают на ее проведении».

«Доказательством является то, что вы видите - изменения в вашем ребенке», - говорит Челси Челентано, чей пятилетний сын Сантино посещает школу Питера Купера. «Трудно спорить с физическим прогрессом в состоянии ребенка. Какая разница в объяснении того, как работает методика, если она помогает ребенку?» И как бы она смогла описать разницу в состоянии ребенка, если он не говорил до 19-месячного возраста, и ему был поставлен диагноз аутизма в 27 месяцев? Он выражает свои эмоции: иногда плачет, иногда смеется, он начал танцевать с другими детьми, но самое главное - стал разговаривать.

Но в то время как родители, чьи дети используют музыкальную терапию, очень хвалят ее, многие другие, возможно, даже не знают, она существует. «Это далеко не так широко распространенное здесь, как вы думаете», сказал Брайан Абрамс, президент Средне-Атлантического региона в Американской ассоциации музыкальной терапии и доцент музыкальной школы Государственного университета Джона Дж. Кали в Монтклейре. «В Нью-Джерси, вероятно, насчитывается около 150 сертифицированных музыкальных терапевтов, несколько сотен работает в Нью-Йорке и около 4000 по всей стране», - говорит он. «Но это быстро развивающаяся методика».

Коллега Брайяна Абрамса, Карен Гудмэн, музыкальный терапевт, которая также является профессором Государственного университета в Монтклейре, не поддерживает идею о том, что необходимы дополнительные исследования. «Исследование имеет важное значение, чтобы создать методику лечения», - говорит она. «Какой смысл исследовать то, что уже эффективно используется на практике. Я думаю, что нам действительно нужно больше музыкальной терапии в лечении детей-аутистов». Карен Гудмэн приводит довольно анекдотичный случай в работе с одним из своих пациентов: «Эта девочка была дочерью певицы с Бродвея и она могла бы спеть все музыкальные партитуры, которые слышала в театре, но не могла сказать «привет», - говорит Гудман. «Идея заключается в том, чтобы при помощи музыки дети-аутисты научились общаться. И все занятия строятся в форме диалога, но с использованием музыки».

«Это, может быть, трудно объяснить или дать количественную оценку такой методике занятий с детьми-аутистами», - говорит Джон Фоли, «но результаты применения музыкальной терапии трудно не заметить».

По материалам nj.com

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ